0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Законность электронного полиса ОСАГО

Оформили электронный полис ОСАГО – что показывать и как предъявлять инспектору ГИБДД?

  1. Нельзя предъявлять файл с телефона или вообще ничего не передать для проверки ГИБДД.
  2. Единственный правильный по закону вариант – показать распечатанный электронный полис ОСАГО.
  3. При этом, неважно, чёрно-белая это будет распечатка или цветная, также размер не обязательно должен быть A4.
  4. А вот штрафа за непредъявление нет – так указал Верховный суд РФ.

Проблема в 2020 году заключается в том, что действующая редакция ПДД обязывает водителя передать сотруднику ДПС, помимо СТС и водительских прав, страховой полис. Но как быть, если вы оформили электронное ОСАГО, как его правильно предъявлять инспектору ГИБДД? Можно ли показать файл с телефона? Нужно ли распечатать? Или же в таком случае ничего не нужно передавать для проверки? Всё это давайте выясним!

Как сотрудники ГИБДД проверяют полис в 2020 году?

Всё очень просто. Действующий пункт 2.1.1 обязывает вас передать для проверки (именно передать – в руки, а не просто показать):

  • водительское удостоверение,
  • свидетельство о регистрации,
  • полис ОСАГО.

Если с первыми 2 пунктами всё предельно понятно – хотя, по новым законам вот-вот уже грядут электронные права, а вслед за ними IT формат может приобрести и СТС, то с электронной страховкой – не очень.

Многие водители предполагают различные варианты законного выполнения этого пункта Правил:

  • показать инспектору ДПС фотографию электронного ОСАГО,
  • предъявить распечатанный файл,
  • ничего не показывать, ведь полис электронный!

Но не все автолюбители из указанных пунктов правы. Более того, нередко на разного рода форумах вы найдёте неверную информацию о том, что можно показать электронный договор прямо с экрана телефона.

К слову, в 2020 году практически у любого сотрудника ГИБДД на дороге есть доступ к электронной базе данных страховых договоров РСА (Российского союза автостраховщиков). И он (сотрудник) может проверить наличие страховки по этой базе.

Как предъявить электронный ОСАГО?

Значит ли выделенное выше, что и правда в случае электронного полиса инспектору ДПС ничего показывать не нужно?

Нет. Вот мы добрались до самого главного! Несмотря на возможность сотрудника проверить наличие страховки онлайн прямо на дороге, это не отменяет обязанности водителя выполнить пункт 2.1.1 ПДД, который чётко предписывает иметь при себе и по требованию полицейского передать для проверки документ.

На самом деле, никаких недоработок в законодательстве в 2020 году нет. Данный пункт в угоду электронных полисов ОСАГО изменился в конце 2018 года, и на сегодняшний день его действующая редакция выглядит следующим образом:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • .
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

И вот теперь становится понятно, что показывать инспектору при покупке ОСАГО в электронном виде нужно распечатку полиса на бумаге.

Как правильно распечатать для предъявления?

Обратите внимание, что следует различать электронный полис, который пришёл вам на почту, от просто данных о заключении договора. Некоторые страховые компании при оформлении е-ОСАГО присылают несколько писем на электронную почту, и только в одном из них тот файл, который необходимо распечатать.

Настоящий электронный договор ОСАГО прописан на официальном бланке, в самом верху прописана его серия, которая должна начинаться с букв «XXX». А в самом низу его должна быть информация об электронной подписи страховщика, которой обязательно заверяются все такие страховки, купленные онлайн.

Цветной или чёрно-белый?

Вообще, вам на почту придёт чёрно-белый формат электронной страховки, поэтому вопрос должен отпасть сам собой. Но формально вы можете распечатать в любом цвете – главное, чтобы полис был читабельным для сотрудника полиции.

В каком размере?

Обязательно ли распечатывать полис в электронном виде в формате A4, как бумажный бланк? Вовсе нет. Законодательство 2020 года прямо не требует соблюдения размерности файла.

Но опять же, если полис будет не читаемым для инспектора ДПС, то он может посчитать, что фактически вы ему ничего не предъявили для проверки, так как идентифицировать, что это электронная страховка, что она принадлежит именно вам и оформлена на ваш автомобиль, будет невозможно.

На практике же формат A6 (размерами как свидетельство о регистрации) может быть приемлемым для разборчивости надписей на страховке, но это зависит от того, как чётко будут пропечатаны символы и в целом насколько чёткий файл вам прислала страховая компания.

Формат водительских прав будет очень мелким и неразборчивым и такой размер показывать инспектору нежелательно.

Какой штраф, если ничего не дать или показать с экрана телефона?

Многие инспекторы ДПС ранее выписывали штраф за неисполнение пункта 2.1.1 Правил дорожного движения по статье 12.3, части 2 КоАП в размере 500 рублей за отсутствие с собой страховки у водителя.

Данная санкция предусматривает также предупреждение, но оно выносится очень редко.

Но с таким положением дел не согласился Верховный суд России, который в июне 2019 года вынес Постановление Пленума, в котором указал, что отсутствие с собой распечатки полиса не влечёт за собой состав для штрафа.

Если страховой полис был оформлен в виде электронного документа, непредъявление его водителем уполномоченному должностному лицу не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ.

Таким образом, хотя, обязанность возить с собой и предъявлять сотруднику ГИБДД для проверки электорнный ОСАГО есть, штрафа за это по закону нет.

Что за база, в которой проверяют ГИБДД?

Как мы уже указали выше, это единая база данных страховых договоров РСА. У вас тоже есть к ней доступ по серии и номеру полиса. И один раз в год желательно проверять его на действительность на фоне размножающихся в последние годы мошенников в сфере страхования, продающих «липовые» страховки, в том числе электронные.

  1. Для проверки перейдите на официальный сайт РСА в сервис просмотра договоров страхования.
  2. Выберите серию вашего полиса (все электронные ОСАГО имеют серию «XXX»).
  3. Введите номер полиса (он прописан сразу после серии).
  4. Пройдите проверку на роботов и кликните по кнопке «Поиск».

В результате вы получите таблицу с одной строкой с данными о вашем договоре страхования. В строке «Статус» должно быть прописано «находится у страхователя».

Если же статус страховки значится как «находится у страховщика» или данных вовсе не найдено, то возможны 3 варианта:

  • вы ввели неверные данные номера полиса – перепроверьте их,
  • вы купили электронное ОСАГО несколько дней назад, и данные в базе ещё не обновились – проверьте немного позже,
  • ваш полис поддельный, обратитесь туда, где покупали страховку, с претензией.

Закон об электронном полисе ОСАГО

Закон о электронном страховом полисе ОСАГО как таковой не принимался, законодатели в 2015 году приняли лишь поправки в уже действующий закон ФЗ №40 «Об ОСАГО», как его принято называть в народе. Именно благодаря этим поправкам и появилось такое нововведение, как электронная страховка. Некоторые страховые компании вторили новым веяниям и добровольно ввели услугу онлайн-оформления, остальные же проигнорировали возможность дистанционного оформления по разным причинам. Однако уже в январе 2017 вступили в силу еще одни поправки – что же интересного они привнесли?

Что сказано в законе

Использование действующих электронных полисов ОСАГО все прочнее входит в обычную жизнь, а основу этому положили еще в 2015 году, полностью регламентировав процедуру его оформления.

Все данные, которые используются при получении документа, основываются на информации, полученной в единой базе РСА, включая о заключаемых ранее страховках, произошедших ДТП и выплатах по ним, КБМ, водителе и его ТС.

Заявление оформляется прямо на сайте автостраховщика и заверяется простой электронной подписью, согласно п. 7. ст. 15. Если обратиться к ФЗ №63 от 2011 года «Об электронной подписи» под данным термином принято понимать комбинации из пароля и логина к личному кабинету, которые подтверждают, что заявление прислано именно этим лицом. Если же оформляется страховка на автомобиль юридического лица, то требуется усиленная электронная подпись.

Полис, согласно этому же пункту 7., заключается на основании тех же сведений, которые предоставляются обычно приобретателем при получении бумажного полиса. Направляется е-ОСАГО сразу после безналичной либо наличной оплаты, причем не позднее 1 рабочего дня, прошедшего после оплаты. Вместе с этим сотрудник фирмы обязательно вносит информацию в базу РСА.

Действия по переоформлению электронного полиса тоже предусмотрены в законе. Для того чтобы внести или изменить определенные данные, нужно будет все так же онлайн послать страховщику заявление с просьбой о внесении изменений в документ. При необходимости (например, когда требуется вписать еще одно лицо) производится доплата по установленным тарифам. В течение 2 дней компания должна либо предоставить полис с внесенными в него изменениями, либо уведомить гражданина, что переоформление невозможно в силу каких-либо причин.

Новые поправки

Начинает работать новый закон об обязательном автостраховании, а причиной тому послужили поправки, которые были внесены ФЗ №214 еще в июне прошлого года. Самая важная из них – это введение обязательного (именно так!) электронного ОСАГО. То есть теперь абсолютно каждая страховая фирма, обладающая лицензией, обязана по закону предоставлять возможность оформления полиса при помощи интернета. Об этом должно быть соответствующее уведомление на сайте страховщика. Обязанность эта прописана в п. 7.2 ст. 15 закона «Об ОСАГО».

С начала 2017 года в силу вступают и указания ЦБ РФ, которые тоже касаются е-ОСАГО. Они сокращают вероятность небольшого мошенничества со стороны компаний, предоставляющих услуги по автострахованию. Дело в том, что многие владельцы ТС заметили, что фирмы используют различные технические уловки (длительные тех. работы и т. д.), чтобы не предоставлять услуги удаленного оформления полиса. Теперь все технические работы должны проводиться ночью, причем за сутки на сайте обязательно должно появиться соответствующее уведомление, а перерывы в работе портала не должны превышать 30 минут за сутки.

Если же вследствие технических проблем нельзя будет получить страховку, автовладельцу будет предложено перейти на сайт другой компании.

Читать еще:  Преимущества КАСКО перед ОСАГО

Кому откажут в выдаче е-ОСАГО

Электронный полис ОСАГО получить может любой желающий, но закон, как водится, предусматривает и перечень лиц, которые лишены возможности его получения. Сюда входят:

  1. Владельцы новых транспортных средств, купленных из салона. Если у машины не было собственников ранее и она не стояла на учете, то получить страховку дистанционно не получится.
  2. Если водитель, только недавно получивший водительские права, начнет оформление онлайн-полиса, то получит отказ. Все дело в том, что никаких данных о лице в базе РСА нет, следовательно, и проверить их подлинность не удастся.

В перечисленных выше случаях существует только один путь – посетить страховую фирму лично и приобрести ОСАГО самому, представив необходимые документы. А уже на будущий год, когда действие документа закончится и нужно будет его продлевать, получится сделать это через интернет.

Отказ в заключении договора обязательного автострахования получат так же лица, предоставившие сведения, которые не соответствуют действительности или искажены намеренно. Не предназначен этот тип страховки для владельцев автомобилей, зарегистрированных в иностранном государстве и временно находящихся в России, поскольку о таких лицах данных в базе нет. А это значит, что в подобном случае оформление возможно только после личного посещения.

Вопросы по е-ОСАГО

Несмотря на то, что возможность получения ОСАГО в электронном виде была введена еще в 2015 году, до сих пор по этому поводу возникает множество вопросов, а касаются они в основном того, как именно действует такая страховка и легитимна ли она.

Сразу стоит сказать, что никаких отличий электронное ОСАГО от бумажного не имеет, даже цена остается такой же. Действовать она начинает сразу с момента получения страхователем. Экземпляр бумаги высылается на указанную почту, но и в личном кабинете на сайте страховщика он продолжает храниться. Если бумажный полис привычнее, то всегда можно заказать его по почте, оплатив расходы на пересылку, и спустя несколько дней бланк строгой отчетности прибудет по указанному адресу.

Еще один важный вопрос – что показывать инспектору ГИБДД, когда он остановит транспорт для проверки документов. В п. 7.2 ст. 15 сказано, что полученный электронным способом документ приравнивается к бумажному документу. А это значит, что его можно просто распечатать, чтобы предъявлять как при проверке документов, так и при регистрационных действиях в МРЭО. Дело в том, что теперь подразделения ГАИ и инспекторы обладают выделенным каналом для проверки подлинности ОСАГО в базе РСА, поэтому и наличие бланка строгой отчетности не является обязательным фактом.

Обязательный порядок выдачи электронных полисов ОСАГО и другие нововведения, вступающие в силу с 1 января 2017 года

4 июля вступил в силу закон, который внес несколько существенных изменений, касающихся ОСАГО (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Закон № 214-ФЗ). Рассмотрим эти нововведения подробнее и разберемся, могут ли у страховщиков и страхователей возникнуть какие-либо сложности в процессе реализации новых требований.

К каким переменам готовиться?

Говоря о вносимых законом изменениях, прежде всего стоит отметить обязанность, которую возложили на всех страховщиков, – начиная со следующего года они должны продавать электронные полисы каждому страхователю, выразившему такое желание (подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 214). В настоящий момент, напомним, оформлять страховые полисы ОСАГО в электронном виде – лишь право страховых компаний.

Вместе с тем новый закон обязывает страховщиков обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования их официальных сайтов (п. 6 ст. 1 Закона № 214). Любой желающий должен иметь возможность зайти на сайт страховщика и оформить электронный полис ОСАГО. Обо всех рисках, которые могут нарушить функционирование сайта, страховщик обязан информировать Банк России.

Также был расширен перечень оснований, дающих страховщику право обратиться к страхователю с регрессным требованием (п. 3 ст. 1 Закона № 214). С 1 января 2017 года к их числу будет также относиться предоставление страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений, которые позволили необоснованно снизить размер страховой премии. При этом страховщик помимо предъявления к страхователю регрессных требований в размере произведенной страховой выплаты при наступлении страхового случая также вправе взыскать с него денежные средства в размере неосновательно сбереженной суммы вне зависимости от наступления страхового случая (абз. 7 подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 214).

Кроме того, законом изменен порядок осуществления страховых выплат. Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы не будут учитываться при определении размера страховой выплаты, если он не представил свой поврежденный автомобиль для осмотра и экспертизы страховщику. В этом случае страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление о страховой выплате без рассмотрения (подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона № 214).

Все эти положения вступят в силу в январе следующего года.

Электронный полис и техническая экспертиза: нарушают ли нововведения в законе об ОСАГО права страхователя?

Из предусмотренных нововведений можно выделить два наиболее существенных:

  • обязательное оформление электронного полиса ОСАГО по желанию страхователя;
  • признание результатов самостоятельно проведенной потерпевшим независимой технической экспертизы автомобиля недействительными.

Каждое из этих положений вызывает немало дискуссий со стороны экспертного сообщества.

Так, продажа полисов в электронном виде оценивается как явное преимущество для страхователей. «Стоит вспомнить одни только многодневные очереди за полисами ОСАГО в регионах да еще и с навязанными страховками в придачу», – отмечает управляющий партнер компании «Антистраховщик», руководитель портала «Антистраховщик.рф» Илья Афанасьев. А вот страховщикам, по его мнению, введение такого порядка, напротив, невыгодно: «Так они не смогут поддерживать искусственный дефицит полисов ОСАГО».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О том, в каком порядке и в течение какого периода страхователи могут отказаться от навязанных им дополнительных страховых услуг, читайте в материале «Период охлаждения» в сфере добровольного страхования – что это такое и зачем его cобираются вводить».

Президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Игорь Юргенс также видит существенную проблему, связанную с реализацией данного требования. Но связана она с другим: «Такая обязанность для компании означает, что нужно войти в систему ФМС России для того, чтобы корректно применить региональный коэффициент. А чтобы установить правильный КБМ, надо знать стаж водителя и другую информацию, которой располагает ГИБДД. К их системе тоже должно быть подключение. Нам нужна общая платформа с органами исполнительной власти, а этого нет».

При этом глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты» Александр Коваль убежден, что создать условия для того, чтобы система работала беспроблемно, при желании на то самих страховщиков, вполне возможно, хотя полностью исключить фактор возникновения сбоев вряд ли удастся.

Еще одной проблемой не только для страховщиков, но и для страхователей является повышенный риск мошенничества, связанный с оформлением таких полисов. «За год было продано более 220 тыс. таких полисов. Лидерами по продажам электронных полисов стали Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, регионы с самым высоким уровнем преступности. Мошенники скупают эти полисы, под различными предлогами заполняют их от имени страхователей, требуя затем передать им права требования», – возмущается Юргенс. Речь идет о лицах, которые сначала обещают помочь в заполнении электронного полиса ОСАГО, а затем настаивают на оформлении договора об уступке им права требования по этому договору. По словам эксперта, около 10 млрд руб. в год теряет страховой рынок от действий таких мошенников. С этой проблемой также необходимо будет разобраться до того, как оформление электронных полисов станет обязанностью страховщиков.

Вместе с тем Александр Коваль подчеркивает, что для самого страхователя возможность получить электронный полис – это право, и при желании он может затем получить полис на бланке в офисе у страховщика или по почте.

Что касается недействительности результатов проведенной потерпевшим независимой экспертизы, специалисты связывают появление этого нововведения в первую очередь со злоупотреблениями со стороны автоюристов. «Представителей страховых компаний приглашают на осмотр поврежденной машины телеграммами, и в результате страховщики не успевают приехать или, как они утверждают, приезжают на место, где вообще нет поврежденного автомобиля», – комментирует Илья Афанасьев. Солидарен с ним и Александр Коваль: «Страховщиками неоднократно приводились примеры, когда страховые компании по почте получали пакет документов на выплату, при вскрытии которого выяснялось, что в нем, например, чистые листы. Тем не менее, после факта отправки пакета, у потерпевшего и/или его юриста появлялась законная возможность подать иск в суд, так как закон требует до подачи иска обратиться с требованием о выплате к страховщику». Однако каких-либо доказательств подобных злоупотреблений и статистики, отмечают эксперты, общественности представлено не было.

С одной стороны, Коваль находит предусмотренное новым законом требование объективным – страховщик должен осмотреть поврежденный автомобиль для того, чтобы убедиться в самом факте ДТП, характере повреждений, оценить стоимость ремонта, необходимость замены деталей и т. д. Но с другой стороны, он отмечает, что такое право было у страховщика и до принятия изменений.

Александр Коваль, глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты»

«У потерпевшего было право после направления пакета документов на выплату в страховую компания подождать пять дней и самому организовать независимую экспертизу. А затем, уведомив страховщика, через пять дней направить иск в суд. Новые изменения устанавливают совершенно другой порядок, значительно усложняя его для потерпевших в ДТП автомобилистов – теперь в соответствии с принятыми изменениями потерпевшему придется направлять заявления с приложенными документами страховщику и дожидаться от него согласования даты осмотра автомобиля и/или независимой технической экспертизы. И только после этого он может попытаться получить выплату или мотивированный отказ».

В результате эксперт приходит к неутешительному выводу о том, что внесенные законом изменения направлены исключительно на защиту интересов страховщиков. «Без помощи квалифицированных юристов получение страховых выплат становится все сложнее», – заключает он.

Реализация данного требования, по убеждению Афанасьева, приведет лишь к затягиванию сроков по выплате страхового возмещения: «Согласование времени, места и даты осмотра для страховщиков – дело непростое и весьма ответственное, поэтому даты осмотров, я просто в этом уверен, будут назначаться на самой дальней границе временной «вилки». Тогда, когда это будет удобно страховщикам». Таким образом, ущемление прав водителей в данной ситуации, убежден эксперт, просто очевидно. «Пострадают от этого в первую очередь те водители, которым необходимо как можно скорее отремонтировать автомобиль, который, как это часто бывает, является средством заработка для семьи», – продолжает он.

Читать еще:  Как рассчитывается УТС по ОСАГО?

Таким образом, намерения законодателя вполне можно считать благими – во-первых, представленный закон призван повысить уровень оказания страховых услуг, обеспечив возможность приобретать полисы удаленно в электронном виде, а во-вторых, он стремиться минимизировать злоупотребления со стороны недобросовестных автоюристов при проведении независимой технической экспертизы. Тем не менее успешная реализация этих нововведений зависит от целого ряда обстоятельств, среди которых налаживание взаимодействия между страховщиками и органами исполнительной власти в части создания и усовершенствования базы для выдачи электронных полисов ОСАГО, отслеживание и минимизация случаев мошенничества при оформлении полисов в электронном виде, ускорение процедуры технического осмотра поврежденного автомобиля со стороны страховых компаний и др. Как в итоге будет работать новый закон, не споткнутся ли страхователи и страховщики об обозначенные экспертами подводные камни, мы узнаем уже в следующем году.

Электронный полис ОСАГО: что это такое и как работает Е-ОСАГО, как им правильно пользоваться, стоит ли офомлять

У российских автомобилистов все большую популярность приобретает такое новшество как электронная страховка ОСАГО. При этом немногие знают, как пользоваться электронным полисом ОСАГО и как его приобрести. Рассмотрим подробнее все этапы оформления и отличия электронной версии страхования от традиционной.

Что такое электронный полис ОСАГО

Настоящий электронный полис ОСАГО имеет ту же юридическую силу что и бумажный вариант страховки. На вопрос что такое электронный полис ОСАГО, можно сказать, что это полный аналог страхового полиса, который автовладельцы оформляют в офисах страховых компаний. Отличительной чертой электронной версии является ее виртуальность и способ покупки. Оформление электронного полиса потребует тот же пакет документов, что и бумажный эквивалент. До 2015 года через интернет автовладельцы могли лишь продлевать уже существующий документ, но 1.10.15г. закон «об ОСАГО» претерпел изменения и появилась возможность значительно экономить свое время, покупая автогражданку через интернет с нуля. Практически все СК имеющие онлайн-сервис предлагают оформить страховку дистанционно.

После покупки страховка приходит на указанный почтовый ящик, откуда необходимо скачать и распечатать документ.

Внешне полис практически не отличается от традиционного бумажного варианта, однако отличия все же есть:

  • бумажная версия распечатывается на бланке Гознака;
  • нет микроузора;
  • имеет серию ХХХ;

Кроме того, цифровая версия может быть, как цветной, так и черно-белой.

Работает электронная страховка следующим образом. У сотрудников ГИБДД есть доступ в всероссийскую базу ИМТС МДВ РФ, где можно посмотреть наличие страховки введя в сервис VIN автомобиля и гос. регистрационному знаку.

Плюсы и минусы электронной страховки

Рассмотрим преимущества и недостатки электронного полиса ОСАГО.

  • Приобретая электронный страховой полис, владелец автомобиля освобождается от необходимости возить с собой бумажный договор, что избавляет от проблем, связанных с риском потери документа или банального «забыл дома». Однако все же рекомендуется держать распечатанный образец в автомобиле.
  • Оформляя электронный полис, можно самостоятельно выбрать дополнительные опции или приобрести страховку без лишних услуг, которые так любят навязывать сотрудники СК.
  • Покупая полис на официальных сайтах СК, минимизируется риск нарваться на мошенников.
  • Большим плюсом является оформление ОСАГО онлайн для жителей небольших населенных пунктов и городов, так как есть возможность выбора СК.
  • Экономия времени. При этом оформить автогражданку онлайн можно в выходные и праздничные дни.
  • На сегодняшний день нет возможности оформить электронный полис автовладельцам без опыта вождения, то есть данные на владельца транспортного средства уже должны содержаться в базе данных РСА.
  • Необходимо быть внимательным при заполнении данных на сайте СК и перепроверить после заполнения до совершения оплаты. Неверно введенная информация считается ложной и аннулирует действие документа.
  • Проверка электронной страховки занимает у сотрудников ГИБДД больше времени, так как необходимо проверить данные в базе РСА.
  • Компьютерная система периодически дает сбои, что может доставить неудобства в момент оформления.

Прежде чем решить какой из вариантов полиса оформить, нужно взвесить все плюсы и минусы такой покупки и выбрать оптимальный для себя вариант.

Этапы оформления

  • Первым шагом в оформлении автогражданки в электронном виде является поиск надежной страховой компании. Для правильного выбора необходимо провести сравнение страховых фирм, оценить финансовую стабильность, размеры страховых выплат и стоимость полиса. Стоимость можно рассчитать при помощи онлайн калькулятора, который есть на сайте любой СК.
  • После того как сделан выбор компании, необходимо зарегистрироваться на официальном сайте фирмы, для чего нужно ввести личные данные покупателя, номер телефона и адрес электронной почты. После регистрации, на телефон (эл.почту) приходит пароль, который необходимо ввести для завершения регистрации.
  • После этого на специальной странице оформления автогражданки нужно заполнить форму, куда необходимо ввести данные транспортного средства (модель и марку, данные регистрации, год выпуска и т.д.) и сведения о владельце автомобиля.
  • Следующим этапом является оплата страховки. Сделать это можно любым удобным способом (при помощи банковской карты или со счета телефона). После того как оплата пройдет, на указанную электронную почту придет электронный документ, который необходимо распечатать.

ВАЖНО! Приобрести электронный полис могут только владельцы транспортного средства, ранее оформлявшие автогражданку!

Полис вступает в действие через 3 дня после оформления и оплаты на сайте СК, согласно указу ЦБРФ №4723.

Как проверить подлинность Е-ОСАГО

Проверить подлинность Е-ОСАГО можно тремя способами.

  • По номеру полиса. После оформления электронной автогражданки, уникальный номер попадает в российскую базу данных страховщиков в течение 1-2 суток. Однако такой способ не гарантирует подлинность автогражданки, так как мошенники часто делают копии реальных полисов. Поэтому нужно проверить какой именно автомобиль зарегистрирован по данной страховке.
  • По марке и номеру автомобиля. Этот способ дает точную информацию о подлинности автогражданки. К тому же, если полис утратил свое действие, можно посмотреть по какой причине он больше недействителен.
  • По Вин коду или Гос. номеру транспортного средства. Это наиболее надежный способ проверки на подлинность так как дает возможность сверить все до малейших деталей.

Мошенники не дремлют и с каждым годом придумывают новые способы обмана доверчивых автовладельцев. Чтобы избежать неприятной ситуации с приобретением поддельного полиса, не стоит пользоваться услугами посредников и оформлять Е-ОСАГО только на официальных сайтах страховых компании. Мошенники часто значительно снижают цену на страховку, пытаясь таким образом привлечь покупателей, поэтому стоимость полиса, которая в разы меньше, должна насторожить. Покупка поддельного документа имеет неприятные последствия, а именно, при страховом случае не будет выплачена компенсация.

Как пользоваться полисом Е-ОСАГО

Наличие электронного полиса ОСАГО значительно упрощает жизнь автовладельцев. Если бумажный вариант обязательно нужно иметь с собой, то сведения о владельце и автомобиля при покупке Е-ОСАГО уже содержатся в российской базе данных автостраховщиков. Полис электронного образца защищает владельца транспортного средства не только от штрафов, но и гарантирует возврат компенсации при наступлении страхового случая. Пользоваться электронным полисом нужно так, как и стандартным вариантом.

Так как электронный полис — это аналог бумажного варианта автостраховки то можно оформлять дорожно-транспортные ситуации по европротоколу. Однако, из-за частных случаев покупок подделок, нужно проверить действительность документа через базу страховщиков сразу на месте ДТП.

Если в полис нужно добавить еще одного или больше водителей, сделать это желательно на момент оформления. Так как уже готовый документ не предусматривает возможность дополнений или изменений. А если некоторые СК и предлагают такой вариант, стоит помнить, что это потребует дополнительных расходов.

При добавлении водителя в полис можно при двух условиях:

  • совершеннолетие водителя;
  • наличие у него водительских прав.

Бесплатно можно добавить в страховку только 5 человек. Каждый последующий водитель будет добавлен за отдельную стоимость.

Необходимо ли распечатывать электронный полис автогражданки

Стандартный бумажный полис необходимо возить с собой в машине и предъявлять инспектору ГИББД. Отсутствие стандартной страховки влечет за собой обязательное наложение штрафа. С электронной автостраховкой все проще. Распечатанный документ желательно возить с собой и предъявлять сотруднику ДПС, так как это уменьшит время проверки. Но если вдруг по какой-то причине страховки с собой нет, это лишь увеличит время проверки инспектором наличия документа в базе данных. При этом, электронный документ все же рекомендуется скачать и распечатать. Рекомендуется также скачать и сохранить электронную версию документа на смартфоне, чтобы в любой момент иметь доступ к данным полиса.

Действителен ли электронный полис для ГИБДД

Электронный полис ОСАГО имеет ту же юридическую силу что и бумажный, поэтому он действителен везде, где требуется предъявление автогражданки. Это относится и при проверке инспектором ГИБДД. Как это работает? Для того чтобы проверить действителен ли полис, инспектору потребуется лишь номер транспортного средства или его VIN номер. Вводя эти данные в базу данных на сайте автостраховщиков, сотрудник ГИБДД легко определит статус автовладельца. Однако, если у инспектора возникнут дополнительные вопросы необходимо предоставить распечатанный бланк полиса. Поэтому рекомендуется держать этот документ в автомобиле.

Какие могут возникнуть проблемы при использовании электронного ОСАГО

Популярность электронной автостраховки растет с каждым годом, однако система еще недостаточно стабильна, и могут возникать различные проблемы, связанные с виртуальным полисом. Например, нестабильная система может дать сбой при оформлении документа или при его проверке. А это ведет к замедлению процесса и, как следствие, к лишней трате времени. Хоть и редко, но бывают случаи, когда проверяющий отказывается принять электронный вариант и требует бумажную страховку. Автовладелец должен знать, что сотрудник ГАИ не имеет право не принять полис, а если он еще и выпишет штраф, то его можно легко обжаловать в суде.

Полис ОСАГО – обязательный документ, который должен быть у любого автовладельца и его наличие строго контролируется законом. Главные документы, которые потребуются если транспортное средство остановит инспектор – водительское удостоверение и полис ОСАГО. А вот какой из двух вариантов оформить – электронный или стандартный остается на выбор владельца автомобиля. По закону разницы между этими двумя образцами нет, отличаются они лишь способом оформления и внешним видом.

Читать еще:  Если в полисе ОСАГО указаны старые права?

Электронный полис ОСАГО, действителен ли он, если оформлять через интернет?

Обязанностью всех автовладельцев, проживающих на территории России, является заключение обязательного договора автогражданской ответственности – ОСАГО. С каждым годом автомобильное страхование развивается и СК предлагают своим клиентам все более новые и удобные способы заключения договоров.

Так, с 2015 года, у автовладельцев появилась возможность приобрести полис ОСАГО через интернет онлайн. Что такое электронные полисы ОСАГО, действуют ли они на территории РФ также как и обычные договора, каковы плюсы и минусы электронных документов – рассказывается в данной статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Согласно Федеральному закону от 1 июля 2003 года «Об ОСАГО» полис ОСАГО – обязательного страхования автогражданской ответственности, необходимо иметь всем водителям, проживающим на территории Российской Федерации.

Наличие действующего договора ОСАГО обязательно для всех автовладельцев, так как управление транспортным средством без полиса запрещено и карается штрафными санкциями.

С июля 2015 года для любого гражданина РФ появилась возможность оставить заявку на продление текущего полиса ОСАГО через интернет, а уже с осени того же года – и оформлять новые договора без посещения офиса страховщика.

Оформить новый электронный договор автострахования ОСАГО можно дистанционно – достаточно посетить официальный сайт страховой компании.

Действителен ли он, у кого и как работает?

Несмотря на то, что такой документ отличается от бумажного полиса, имеющего защитные знаки, электронный полис ОСАГО является действительным и имеет законную силу, как и обычный бумажный экземпляр договора. С 2017 года все страховые компании, имеющие лицензию на выдачу полисов автострахования, обязаны создать для своих клиентов все условия для оформления электронных договоров.

Поэтому, как для сотрудников ГИБДД, так и для любых других государственных учреждений, полис е-ОСАГО имеет юридическую силу, и никто не имеет права отказать в принятии распечатанного документа из-за отсутствия бумажного экземпляра договора.

Плюсы и минусы

Основным преимуществом электронного документа является простота оформления, ведь для заключения такого договора автострахования потребуются только доступ к сети интернет и данные о страхуемом автомобиле.

Второе преимущество – экономия времени. Для оформления полиса не придется посещать офис страховой компании и тратить время на дорогу, тем более, если автовладелец проживает в отдаленном регионе страны и ближайший офис страховщика находится на большом расстоянии.

Еще один плюс дистанционного оформления полиса – возможность выбрать дополнительные услуги на свое усмотрение и избежать навязывания каких-либо опций страховым агентом. К недостаткам е-ОСАГО можно отнести возможность допущения ошибок при заполнении данных об автомобиле и водителе, так как даже малейшая ошибка может стать причиной отказа или задержки при выплате страховой компенсации.

Еще один минус: если автовладелец впервые страхует свою автогражданскую ответственность или страхуется новый автомобиль – для заключения договора ОСАГО придется лично посетить офис страховщика, так как сведения о водителе должны быть обязательно занесены в базу РСА.

Еще один существенный недостаток: невозможность зарегистрировать ДТП с применением Европротокола, так как без сотрудника ГИБДД сложно проверить имеется ли на самом деле у участников происшествия страховка.

Подробнее о плюсах и минусах электронного ОСАГО можно узнать тут.

Процедура оформления

Регистрация на сайте страховой компании

Для дистанционного продления действующего договора автострахования ОСАГО или заключения нового необходимо посетить официальный сайт страховой компании и зарегистрироваться на нем. После регистрации автовладельцу станет доступен личный кабинет, где хранятся все сведения о нем и его транспортном средстве.

Помимо регистрационных данных в личном кабинете после получения сохраняется экземпляр электронного полиса, при необходимости его можно распечатать в любое время.

Подробнее о том, в каких страховых компаниях можно оформить электронное ОСАГО, можно узнать тут.

Заполнение заявления

После получения доступа к личному кабинету автовладельцу необходимо заполнить заявление на страхование, где необходимо указать актуальные данные об автомобиле, личную информацию владельца и сведения о водителях, допущенных к управлению транспортным средством. При заполнении формы потребуются следующие документы:

  • паспорт автовладельца;
  • водительское удостоверение;
  • паспорт транспортного средства и свидетельство о его регистрации;
  • диагностическая карта с результатами прохождения техосмотра (подробнее о том, нужно ли проходить техосмотр для электронного ОСАГО, можно узнать тут).

Если введенные данные не совпадут с указанными в предыдущем полисе ОСАГО, то расчет стоимости страховки и дальнейшее оформление договора становится невозможным.

Чтобы узнать подробнее, как правильно заполнить форму для оформления полиса онлайн, смотрите видео:

Оплата и получение документа

После успешного прохождения проверки программа автоматически рассчитывает стоимость полиса и переходит на защищенную страницу для оплаты. Оплату электронного ОСАГО можно произвести с банковской карты, некоторые компании предлагают оплатить страховку электронными деньгами.

После успешной оплаты на почтовый адрес, указанный при регистрации на сайте, приходит электронный полис в формате PDF (как выглядит электронный полис ОСАГО?). После получения полиса на почту его необходимо распечатать. Подробнее о том, зачем его нужно распечатывать и как это сделать, можно узнать тут.

Принципы действия

Принцип действия электронного документа ничем не отличается от обычного бумажного полиса: так же как и в обычном полисе в нем указаны все необходимые данные для регистрации ДТП. Процедура регистрации происшествия не изменилась: на место ДТП вызываются сотрудники ГИБДД для заполнения необходимых документов.

Если у автовладельца нет распечатанного полиса, для регистрации аварии понадобится доступ к личному кабинету на сайте страховой компании, где имеется экземпляр договора.

Возможные проблемы при использовании

Сложность использования е-ОСАГО может возникнуть при попадании в ДТП, ведь даже при незначительных повреждениях автомобиля будет затруднительно применить европротокол, так как проверить подлинность электронной версии полиса может только сотрудник ГИБДД через единую базу РСА.

Поэтому при попадании в дорожно-транспортное происшествие в любом случае придется обратиться к сотрудникам ГИБДД.

Еще одна сложность: нельзя внести поправки в электронный документ при обнаружении ошибок или недочетов после его получения (о том, как исправить ошибку, мы рассказывали здесь). Таким образом, изменить какие-либо личные данные автовладельца или добавить/удалить водителя из списка лиц, допущенных к управлению ТС, не получится – для этого придется посетить отделение страховой компании. Более детально о внесении изменений в электронный полис можно узнать здесь.

Штрафы

При использовании е-ОСАГО инспектор проверяет его подлинность с помощью специальных ресурсов и для этого ему понадобится вин-номер или регистрационный знак транспортного средства. В любом случае сотрудник ДПС может попросить предъявить печатную копию договора, поэтому при получении полиса на почту его необходимо распечатать.

Согласно п.7.2 ст.15 Федерального закона № 40 инспектор не может выписать штраф за использование электронного полиса, даже если у него нет возможности проверить подлинность документа через интернет. Однако если полис отсутствует вовсе или срок его действия истек – инспектор вправе выписать штраф в размере 800 рублей.

Всех сотрудников ДПС информировали о том, что нельзя привлекать к ответственности автовладельцев, использующих вместо обычного полиса, электронный документ. Электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и обычный бумажный договор, при этом оформить такой полис можно дистанционно всего за несколько минут.

Предъявление ОСАГО в электронном виде со 2 января 2020 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь идет об изменениях, которые вносятся в текст правил дорожного движения со 2 января 2020 года. Суть их сводится к тому, что у водителей появится возможность предъявить ОСАГО в электронном виде.

Напомню, что с 1 января 2020 года вступают в силу еще несколько изменений ПДД:

Возможность предъявить ОСАГО в электронном виде

В текст правил дорожного движения добавлен новый пункт 2.1.1 1 , а из пункта 2.1.1 исключен один из абзацей:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
.

  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

2.1.1 1 . В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

До 2 января водителю были доступны 2 способа предъявления ОСАГО:

  • оригинал бланка (розовый), если ОСАГО куплено в офисе страховой компании;
  • распечатанный полис эОСАГО, если ОСАГО куплено через интернет.

Со 2 января 2020 года добавлен еще один дополнительный способ:

  • в электронном виде (с экрана телефона, планшета или любого другого устройства), если ОСАГО куплено через интернет.

Примечание. Если ОСАГО куплено в офисе (на розовом бланке), то правила обязывают водителя всегда иметь при себе оригинал такого полиса. Нельзя сфотографировать такой полис и возить в телефоне.

Рассмотренное сегодня нововведение должно сделать жизнь автовладельцев удобнее:

Например, если человек с помощью смартфона приобрел полис в электронном виде и сразу же получил бланк эОСАГО, то ему не нужно заботиться о том, где распечатать этот бланк. Файл можно открыть прямо на телефоне.

С другой стороны, ОСАГО единственный документ, который можно показать с экрана мобильного устройства. Права и свидетельство о регистрации в любом случае нужно иметь при себе. То есть папку с документами водителю все равно придется возить, а положить туда распечатанное ОСАГО не составляет особого труда.

Не исключено, что когда-нибудь законодатели разрешат использовать все автодокументы в электронном виде. Это будет действительно удобно.

Ну а в заключение предлагаю Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:

Источники:

http://tonkostiosago.ru/obyazannosti-po-osago/oformili-elektronnyy-polis-osago-chto-pokazyvat-i-kak-predyavlyat
http://zakoniavto.ru/avtostrahovanie/zakon-ob-elektronnom-polise-osago.html
http://www.garant.ru/article/797374/
http://zen.yandex.ru/media/id/5d66483cc7e50c023b8c9e43/5df89810fc69ab00ac217400
http://avtoguru.pro/strahovanie/osago/online/elektronnyj-polis.html
http://pddmaster.ru/pdd/pdd-osago-0120.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector