1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электронный полис ОСАГО законодательство

Обязательный порядок выдачи электронных полисов ОСАГО и другие нововведения, вступающие в силу с 1 января 2017 года

4 июля вступил в силу закон, который внес несколько существенных изменений, касающихся ОСАГО (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Закон № 214-ФЗ). Рассмотрим эти нововведения подробнее и разберемся, могут ли у страховщиков и страхователей возникнуть какие-либо сложности в процессе реализации новых требований.

К каким переменам готовиться?

Говоря о вносимых законом изменениях, прежде всего стоит отметить обязанность, которую возложили на всех страховщиков, – начиная со следующего года они должны продавать электронные полисы каждому страхователю, выразившему такое желание (подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 214). В настоящий момент, напомним, оформлять страховые полисы ОСАГО в электронном виде – лишь право страховых компаний.

Вместе с тем новый закон обязывает страховщиков обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования их официальных сайтов (п. 6 ст. 1 Закона № 214). Любой желающий должен иметь возможность зайти на сайт страховщика и оформить электронный полис ОСАГО. Обо всех рисках, которые могут нарушить функционирование сайта, страховщик обязан информировать Банк России.

Также был расширен перечень оснований, дающих страховщику право обратиться к страхователю с регрессным требованием (п. 3 ст. 1 Закона № 214). С 1 января 2017 года к их числу будет также относиться предоставление страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений, которые позволили необоснованно снизить размер страховой премии. При этом страховщик помимо предъявления к страхователю регрессных требований в размере произведенной страховой выплаты при наступлении страхового случая также вправе взыскать с него денежные средства в размере неосновательно сбереженной суммы вне зависимости от наступления страхового случая (абз. 7 подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 214).

Кроме того, законом изменен порядок осуществления страховых выплат. Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы не будут учитываться при определении размера страховой выплаты, если он не представил свой поврежденный автомобиль для осмотра и экспертизы страховщику. В этом случае страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление о страховой выплате без рассмотрения (подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона № 214).

Все эти положения вступят в силу в январе следующего года.

Электронный полис и техническая экспертиза: нарушают ли нововведения в законе об ОСАГО права страхователя?

Из предусмотренных нововведений можно выделить два наиболее существенных:

  • обязательное оформление электронного полиса ОСАГО по желанию страхователя;
  • признание результатов самостоятельно проведенной потерпевшим независимой технической экспертизы автомобиля недействительными.

Каждое из этих положений вызывает немало дискуссий со стороны экспертного сообщества.

Так, продажа полисов в электронном виде оценивается как явное преимущество для страхователей. «Стоит вспомнить одни только многодневные очереди за полисами ОСАГО в регионах да еще и с навязанными страховками в придачу», – отмечает управляющий партнер компании «Антистраховщик», руководитель портала «Антистраховщик.рф» Илья Афанасьев. А вот страховщикам, по его мнению, введение такого порядка, напротив, невыгодно: «Так они не смогут поддерживать искусственный дефицит полисов ОСАГО».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О том, в каком порядке и в течение какого периода страхователи могут отказаться от навязанных им дополнительных страховых услуг, читайте в материале «Период охлаждения» в сфере добровольного страхования – что это такое и зачем его cобираются вводить».

Президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Игорь Юргенс также видит существенную проблему, связанную с реализацией данного требования. Но связана она с другим: «Такая обязанность для компании означает, что нужно войти в систему ФМС России для того, чтобы корректно применить региональный коэффициент. А чтобы установить правильный КБМ, надо знать стаж водителя и другую информацию, которой располагает ГИБДД. К их системе тоже должно быть подключение. Нам нужна общая платформа с органами исполнительной власти, а этого нет».

При этом глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты» Александр Коваль убежден, что создать условия для того, чтобы система работала беспроблемно, при желании на то самих страховщиков, вполне возможно, хотя полностью исключить фактор возникновения сбоев вряд ли удастся.

Еще одной проблемой не только для страховщиков, но и для страхователей является повышенный риск мошенничества, связанный с оформлением таких полисов. «За год было продано более 220 тыс. таких полисов. Лидерами по продажам электронных полисов стали Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, регионы с самым высоким уровнем преступности. Мошенники скупают эти полисы, под различными предлогами заполняют их от имени страхователей, требуя затем передать им права требования», – возмущается Юргенс. Речь идет о лицах, которые сначала обещают помочь в заполнении электронного полиса ОСАГО, а затем настаивают на оформлении договора об уступке им права требования по этому договору. По словам эксперта, около 10 млрд руб. в год теряет страховой рынок от действий таких мошенников. С этой проблемой также необходимо будет разобраться до того, как оформление электронных полисов станет обязанностью страховщиков.

Вместе с тем Александр Коваль подчеркивает, что для самого страхователя возможность получить электронный полис – это право, и при желании он может затем получить полис на бланке в офисе у страховщика или по почте.

Что касается недействительности результатов проведенной потерпевшим независимой экспертизы, специалисты связывают появление этого нововведения в первую очередь со злоупотреблениями со стороны автоюристов. «Представителей страховых компаний приглашают на осмотр поврежденной машины телеграммами, и в результате страховщики не успевают приехать или, как они утверждают, приезжают на место, где вообще нет поврежденного автомобиля», – комментирует Илья Афанасьев. Солидарен с ним и Александр Коваль: «Страховщиками неоднократно приводились примеры, когда страховые компании по почте получали пакет документов на выплату, при вскрытии которого выяснялось, что в нем, например, чистые листы. Тем не менее, после факта отправки пакета, у потерпевшего и/или его юриста появлялась законная возможность подать иск в суд, так как закон требует до подачи иска обратиться с требованием о выплате к страховщику». Однако каких-либо доказательств подобных злоупотреблений и статистики, отмечают эксперты, общественности представлено не было.

С одной стороны, Коваль находит предусмотренное новым законом требование объективным – страховщик должен осмотреть поврежденный автомобиль для того, чтобы убедиться в самом факте ДТП, характере повреждений, оценить стоимость ремонта, необходимость замены деталей и т. д. Но с другой стороны, он отмечает, что такое право было у страховщика и до принятия изменений.

Александр Коваль, глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты»

«У потерпевшего было право после направления пакета документов на выплату в страховую компания подождать пять дней и самому организовать независимую экспертизу. А затем, уведомив страховщика, через пять дней направить иск в суд. Новые изменения устанавливают совершенно другой порядок, значительно усложняя его для потерпевших в ДТП автомобилистов – теперь в соответствии с принятыми изменениями потерпевшему придется направлять заявления с приложенными документами страховщику и дожидаться от него согласования даты осмотра автомобиля и/или независимой технической экспертизы. И только после этого он может попытаться получить выплату или мотивированный отказ».

В результате эксперт приходит к неутешительному выводу о том, что внесенные законом изменения направлены исключительно на защиту интересов страховщиков. «Без помощи квалифицированных юристов получение страховых выплат становится все сложнее», – заключает он.

Реализация данного требования, по убеждению Афанасьева, приведет лишь к затягиванию сроков по выплате страхового возмещения: «Согласование времени, места и даты осмотра для страховщиков – дело непростое и весьма ответственное, поэтому даты осмотров, я просто в этом уверен, будут назначаться на самой дальней границе временной «вилки». Тогда, когда это будет удобно страховщикам». Таким образом, ущемление прав водителей в данной ситуации, убежден эксперт, просто очевидно. «Пострадают от этого в первую очередь те водители, которым необходимо как можно скорее отремонтировать автомобиль, который, как это часто бывает, является средством заработка для семьи», – продолжает он.

Таким образом, намерения законодателя вполне можно считать благими – во-первых, представленный закон призван повысить уровень оказания страховых услуг, обеспечив возможность приобретать полисы удаленно в электронном виде, а во-вторых, он стремиться минимизировать злоупотребления со стороны недобросовестных автоюристов при проведении независимой технической экспертизы. Тем не менее успешная реализация этих нововведений зависит от целого ряда обстоятельств, среди которых налаживание взаимодействия между страховщиками и органами исполнительной власти в части создания и усовершенствования базы для выдачи электронных полисов ОСАГО, отслеживание и минимизация случаев мошенничества при оформлении полисов в электронном виде, ускорение процедуры технического осмотра поврежденного автомобиля со стороны страховых компаний и др. Как в итоге будет работать новый закон, не споткнутся ли страхователи и страховщики об обозначенные экспертами подводные камни, мы узнаем уже в следующем году.

Статьи об ОСАГО

Наказание за передачу руля лицу, не вписанному в страховку

В практике каждого водителя может произойти ситуация, когда потребуется сесть за руль чужого авто. Однако, как предусматривает законодательство, за подобные действий без упоминания водителя в полисе ОСАГО, будет выписан штраф. О том, какую сумму придется заплатить, и могут ли быть более серьезные последствия, читайте далее.

Читать еще:  Как восстановить КМБ по ОСАГО?

Возможна ли постановка машины на учет без ОСАГО?

Договор ОСАГО обязателен для всех автолюбителей. Если приобретается автомобиль, то документов на него еще нет. Как в этом случае необходимо поступить и можно ли поставить его на учёт без заключения договора со страховщиком?

Процедура постановки на учёт только что купленного автомобиля, вне зависимости от того, с рук он приобретён или в автосалоне, регламентируется Приказом № 1001 от МВД России. Разберём последовательность действий нового хозяина транспортного средства при постановке имущества на учёт, нужно ли при этом принести договор ОСАГО и как это сделать.

Утеря товарной стоимости машины по ОСАГО

При попадании транспортного средства в ДТП, его владелец сможет получить страховое покрытие на ремонт с помощью полиса ОСАГО. Однако далеко не всегда ремонт удается провести так, чтобы полностью отсутствовали отличия «до аварии» и «после ремонта». Соответственно, это ведет к тому, что снижается товарная стоимость транспорта.

Можно ли забрать машину со штрафстоянки без страховки

Где моя машина?! Куда она исчезла?! Наверняка каждый собственник задастся такими вопросами, если не найдёт свою машину на месте парковки. В большинстве случаев это не связано с угоном, скорее всего машину эвакуировали на штрафстоянку. Серьёзной неприятностью станет также то, что все документы на имущество могут остаться у вас в бардачке.

Как поступить в такой ситуации? Отдадут ли машину без документов? Узнайте об этом в нашей статье.

Что будет за езду без страховки

Остановка сотрудником Госавтоинспекции почти всегда является стрессовой ситуацией, даже если остановили не из-за дорожного правонарушения. А если у водителя с собой нет необходимой для представления сотруднику документации – ситуация становится еще более сложной. Не паниковать поможет знание о том, какого рода наказание применятся в отношении водителей, ездящих в отсутствие страхового полиса.

Какие штрафные санкции применяются в отношении таких нарушителей и как их смягчить? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Управление автомобилем лицом, которое не вписано в страховку

В жизни часто встречаются экстренные или форс-мажорные ситуации, когда самому сесть за руль нельзя: выпил, плохо себя чувствуешь, употреблял какие-либо лекарства, влияющие на скорость реакции или запрещенные для употребления перед поездкой. В данном случае всегда можно воспользоваться услугами такси или городского транспорта.

Самому садиться за руль или передавать право управления ТС лицу, не вписанному в договор ОСАГО, запрещено. Какое наказание ждёт водителя за передачу прав вождения лицу, которое не включено в страховой полис? Разберём этот вопрос в статье.

Можно ли ездить на чужой машине без страховки

Страховка обойдется вам гораздо дороже, если в нее внесены данные о других водителях и на ТС сможете ездить не только вы. В некоторых случаях это необходимо, когда машиной будет управлять кто-то другой. Если за руль вашей машины сядет лицо, чья ответственность не застрахована, в случае остановки ТС сотрудниками Госавтоинспекции его ожидают неприятности.

Какое наказание за езду без страховки

По полису ОСАГО страхуется ответственность водителей. Согласно требованиям законодательства, данный вид страхования является обязательным для всех автомобилистов. Отсутствие страховки – это серьезное нарушение закона. Наказание за данное правонарушение устанавливается КоАП и составляет от 500 до 800 рублей. Сумма небольшая, но гораздо серьезнее могут быть последствия, если вы стали виновником аварии, а ваша ответственность не застрахована. Тогда расходов станет гораздо больше.

Можно ли ездить с просроченной страховкой

Законодательство России установило список обязательных документов, которые должны быть у каждого автовладельца. Одним из таких документов является полис обязательного автострахования ОСАГО. Полис выдаётся ежегодно 1 или несколько раз в год, в зависимости от его срока действия. Договор может быть заключен как на 1 год, так и на 6 месяцев и меньше.

Если водитель забыл продлить полис, сколько ещё времени можно ездить на законных основаниях с просроченным полисом? Этот и другие вопросы разберём в статье.

Водителю на заметку: ожидается изменение тарифов ОСАГО

Центробанк Российской Федерации анонсировал новое указание, изменяющее тарифы ОСАГО и вводящее новые типы коэффициентов. Каким образом это повлияет на стоимость страховки?

Наша компания занимается оформлением полисов ОСАГО для физических и юридических лиц на любые категории транспортных средств под любые цели использования. Также на нашей платформе вы самостоятельно можете оформить полис ОСАГО.

Оформили электронный полис ОСАГО – что показывать и как предъявлять инспектору ГИБДД?

  1. Нельзя предъявлять файл с телефона или вообще ничего не передать для проверки ГИБДД.
  2. Единственный правильный по закону вариант – показать распечатанный электронный полис ОСАГО.
  3. При этом, неважно, чёрно-белая это будет распечатка или цветная, также размер не обязательно должен быть A4.
  4. А вот штрафа за непредъявление нет – так указал Верховный суд РФ.

Проблема в 2020 году заключается в том, что действующая редакция ПДД обязывает водителя передать сотруднику ДПС, помимо СТС и водительских прав, страховой полис. Но как быть, если вы оформили электронное ОСАГО, как его правильно предъявлять инспектору ГИБДД? Можно ли показать файл с телефона? Нужно ли распечатать? Или же в таком случае ничего не нужно передавать для проверки? Всё это давайте выясним!

Как сотрудники ГИБДД проверяют полис в 2020 году?

Всё очень просто. Действующий пункт 2.1.1 обязывает вас передать для проверки (именно передать – в руки, а не просто показать):

  • водительское удостоверение,
  • свидетельство о регистрации,
  • полис ОСАГО.

Если с первыми 2 пунктами всё предельно понятно – хотя, по новым законам вот-вот уже грядут электронные права, а вслед за ними IT формат может приобрести и СТС, то с электронной страховкой – не очень.

Многие водители предполагают различные варианты законного выполнения этого пункта Правил:

  • показать инспектору ДПС фотографию электронного ОСАГО,
  • предъявить распечатанный файл,
  • ничего не показывать, ведь полис электронный!

Но не все автолюбители из указанных пунктов правы. Более того, нередко на разного рода форумах вы найдёте неверную информацию о том, что можно показать электронный договор прямо с экрана телефона.

К слову, в 2020 году практически у любого сотрудника ГИБДД на дороге есть доступ к электронной базе данных страховых договоров РСА (Российского союза автостраховщиков). И он (сотрудник) может проверить наличие страховки по этой базе.

Как предъявить электронный ОСАГО?

Значит ли выделенное выше, что и правда в случае электронного полиса инспектору ДПС ничего показывать не нужно?

Нет. Вот мы добрались до самого главного! Несмотря на возможность сотрудника проверить наличие страховки онлайн прямо на дороге, это не отменяет обязанности водителя выполнить пункт 2.1.1 ПДД, который чётко предписывает иметь при себе и по требованию полицейского передать для проверки документ.

На самом деле, никаких недоработок в законодательстве в 2020 году нет. Данный пункт в угоду электронных полисов ОСАГО изменился в конце 2018 года, и на сегодняшний день его действующая редакция выглядит следующим образом:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • .
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

И вот теперь становится понятно, что показывать инспектору при покупке ОСАГО в электронном виде нужно распечатку полиса на бумаге.

Как правильно распечатать для предъявления?

Обратите внимание, что следует различать электронный полис, который пришёл вам на почту, от просто данных о заключении договора. Некоторые страховые компании при оформлении е-ОСАГО присылают несколько писем на электронную почту, и только в одном из них тот файл, который необходимо распечатать.

Настоящий электронный договор ОСАГО прописан на официальном бланке, в самом верху прописана его серия, которая должна начинаться с букв «XXX». А в самом низу его должна быть информация об электронной подписи страховщика, которой обязательно заверяются все такие страховки, купленные онлайн.

Цветной или чёрно-белый?

Вообще, вам на почту придёт чёрно-белый формат электронной страховки, поэтому вопрос должен отпасть сам собой. Но формально вы можете распечатать в любом цвете – главное, чтобы полис был читабельным для сотрудника полиции.

В каком размере?

Обязательно ли распечатывать полис в электронном виде в формате A4, как бумажный бланк? Вовсе нет. Законодательство 2020 года прямо не требует соблюдения размерности файла.

Но опять же, если полис будет не читаемым для инспектора ДПС, то он может посчитать, что фактически вы ему ничего не предъявили для проверки, так как идентифицировать, что это электронная страховка, что она принадлежит именно вам и оформлена на ваш автомобиль, будет невозможно.

На практике же формат A6 (размерами как свидетельство о регистрации) может быть приемлемым для разборчивости надписей на страховке, но это зависит от того, как чётко будут пропечатаны символы и в целом насколько чёткий файл вам прислала страховая компания.

Формат водительских прав будет очень мелким и неразборчивым и такой размер показывать инспектору нежелательно.

Читать еще:  Класс вождения ОСАГО как узнать?

Какой штраф, если ничего не дать или показать с экрана телефона?

Многие инспекторы ДПС ранее выписывали штраф за неисполнение пункта 2.1.1 Правил дорожного движения по статье 12.3, части 2 КоАП в размере 500 рублей за отсутствие с собой страховки у водителя.

Данная санкция предусматривает также предупреждение, но оно выносится очень редко.

Но с таким положением дел не согласился Верховный суд России, который в июне 2019 года вынес Постановление Пленума, в котором указал, что отсутствие с собой распечатки полиса не влечёт за собой состав для штрафа.

Если страховой полис был оформлен в виде электронного документа, непредъявление его водителем уполномоченному должностному лицу не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ.

Таким образом, хотя, обязанность возить с собой и предъявлять сотруднику ГИБДД для проверки электорнный ОСАГО есть, штрафа за это по закону нет.

Что за база, в которой проверяют ГИБДД?

Как мы уже указали выше, это единая база данных страховых договоров РСА. У вас тоже есть к ней доступ по серии и номеру полиса. И один раз в год желательно проверять его на действительность на фоне размножающихся в последние годы мошенников в сфере страхования, продающих «липовые» страховки, в том числе электронные.

  1. Для проверки перейдите на официальный сайт РСА в сервис просмотра договоров страхования.
  2. Выберите серию вашего полиса (все электронные ОСАГО имеют серию «XXX»).
  3. Введите номер полиса (он прописан сразу после серии).
  4. Пройдите проверку на роботов и кликните по кнопке «Поиск».

В результате вы получите таблицу с одной строкой с данными о вашем договоре страхования. В строке «Статус» должно быть прописано «находится у страхователя».

Если же статус страховки значится как «находится у страховщика» или данных вовсе не найдено, то возможны 3 варианта:

  • вы ввели неверные данные номера полиса – перепроверьте их,
  • вы купили электронное ОСАГО несколько дней назад, и данные в базе ещё не обновились – проверьте немного позже,
  • ваш полис поддельный, обратитесь туда, где покупали страховку, с претензией.

Предъявление ОСАГО в электронном виде со 2 января 2020 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь идет об изменениях, которые вносятся в текст правил дорожного движения со 2 января 2020 года. Суть их сводится к тому, что у водителей появится возможность предъявить ОСАГО в электронном виде.

Напомню, что с 1 января 2020 года вступают в силу еще несколько изменений ПДД:

Возможность предъявить ОСАГО в электронном виде

В текст правил дорожного движения добавлен новый пункт 2.1.1 1 , а из пункта 2.1.1 исключен один из абзацей:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
.

  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

2.1.1 1 . В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

До 2 января водителю были доступны 2 способа предъявления ОСАГО:

  • оригинал бланка (розовый), если ОСАГО куплено в офисе страховой компании;
  • распечатанный полис эОСАГО, если ОСАГО куплено через интернет.

Со 2 января 2020 года добавлен еще один дополнительный способ:

  • в электронном виде (с экрана телефона, планшета или любого другого устройства), если ОСАГО куплено через интернет.

Примечание. Если ОСАГО куплено в офисе (на розовом бланке), то правила обязывают водителя всегда иметь при себе оригинал такого полиса. Нельзя сфотографировать такой полис и возить в телефоне.

Рассмотренное сегодня нововведение должно сделать жизнь автовладельцев удобнее:

Например, если человек с помощью смартфона приобрел полис в электронном виде и сразу же получил бланк эОСАГО, то ему не нужно заботиться о том, где распечатать этот бланк. Файл можно открыть прямо на телефоне.

С другой стороны, ОСАГО единственный документ, который можно показать с экрана мобильного устройства. Права и свидетельство о регистрации в любом случае нужно иметь при себе. То есть папку с документами водителю все равно придется возить, а положить туда распечатанное ОСАГО не составляет особого труда.

Не исключено, что когда-нибудь законодатели разрешат использовать все автодокументы в электронном виде. Это будет действительно удобно.

Ну а в заключение предлагаю Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:

Закон об электронном полисе ОСАГО

Закон о электронном страховом полисе ОСАГО как таковой не принимался, законодатели в 2015 году приняли лишь поправки в уже действующий закон ФЗ №40 «Об ОСАГО», как его принято называть в народе. Именно благодаря этим поправкам и появилось такое нововведение, как электронная страховка. Некоторые страховые компании вторили новым веяниям и добровольно ввели услугу онлайн-оформления, остальные же проигнорировали возможность дистанционного оформления по разным причинам. Однако уже в январе 2017 вступили в силу еще одни поправки – что же интересного они привнесли?

Что сказано в законе

Использование действующих электронных полисов ОСАГО все прочнее входит в обычную жизнь, а основу этому положили еще в 2015 году, полностью регламентировав процедуру его оформления.

Все данные, которые используются при получении документа, основываются на информации, полученной в единой базе РСА, включая о заключаемых ранее страховках, произошедших ДТП и выплатах по ним, КБМ, водителе и его ТС.

Заявление оформляется прямо на сайте автостраховщика и заверяется простой электронной подписью, согласно п. 7. ст. 15. Если обратиться к ФЗ №63 от 2011 года «Об электронной подписи» под данным термином принято понимать комбинации из пароля и логина к личному кабинету, которые подтверждают, что заявление прислано именно этим лицом. Если же оформляется страховка на автомобиль юридического лица, то требуется усиленная электронная подпись.

Полис, согласно этому же пункту 7., заключается на основании тех же сведений, которые предоставляются обычно приобретателем при получении бумажного полиса. Направляется е-ОСАГО сразу после безналичной либо наличной оплаты, причем не позднее 1 рабочего дня, прошедшего после оплаты. Вместе с этим сотрудник фирмы обязательно вносит информацию в базу РСА.

Действия по переоформлению электронного полиса тоже предусмотрены в законе. Для того чтобы внести или изменить определенные данные, нужно будет все так же онлайн послать страховщику заявление с просьбой о внесении изменений в документ. При необходимости (например, когда требуется вписать еще одно лицо) производится доплата по установленным тарифам. В течение 2 дней компания должна либо предоставить полис с внесенными в него изменениями, либо уведомить гражданина, что переоформление невозможно в силу каких-либо причин.

Новые поправки

Начинает работать новый закон об обязательном автостраховании, а причиной тому послужили поправки, которые были внесены ФЗ №214 еще в июне прошлого года. Самая важная из них – это введение обязательного (именно так!) электронного ОСАГО. То есть теперь абсолютно каждая страховая фирма, обладающая лицензией, обязана по закону предоставлять возможность оформления полиса при помощи интернета. Об этом должно быть соответствующее уведомление на сайте страховщика. Обязанность эта прописана в п. 7.2 ст. 15 закона «Об ОСАГО».

С начала 2017 года в силу вступают и указания ЦБ РФ, которые тоже касаются е-ОСАГО. Они сокращают вероятность небольшого мошенничества со стороны компаний, предоставляющих услуги по автострахованию. Дело в том, что многие владельцы ТС заметили, что фирмы используют различные технические уловки (длительные тех. работы и т. д.), чтобы не предоставлять услуги удаленного оформления полиса. Теперь все технические работы должны проводиться ночью, причем за сутки на сайте обязательно должно появиться соответствующее уведомление, а перерывы в работе портала не должны превышать 30 минут за сутки.

Если же вследствие технических проблем нельзя будет получить страховку, автовладельцу будет предложено перейти на сайт другой компании.

Кому откажут в выдаче е-ОСАГО

Электронный полис ОСАГО получить может любой желающий, но закон, как водится, предусматривает и перечень лиц, которые лишены возможности его получения. Сюда входят:

  1. Владельцы новых транспортных средств, купленных из салона. Если у машины не было собственников ранее и она не стояла на учете, то получить страховку дистанционно не получится.
  2. Если водитель, только недавно получивший водительские права, начнет оформление онлайн-полиса, то получит отказ. Все дело в том, что никаких данных о лице в базе РСА нет, следовательно, и проверить их подлинность не удастся.

В перечисленных выше случаях существует только один путь – посетить страховую фирму лично и приобрести ОСАГО самому, представив необходимые документы. А уже на будущий год, когда действие документа закончится и нужно будет его продлевать, получится сделать это через интернет.

Читать еще:  Полис ОСАГО без дополнительных услуг

Отказ в заключении договора обязательного автострахования получат так же лица, предоставившие сведения, которые не соответствуют действительности или искажены намеренно. Не предназначен этот тип страховки для владельцев автомобилей, зарегистрированных в иностранном государстве и временно находящихся в России, поскольку о таких лицах данных в базе нет. А это значит, что в подобном случае оформление возможно только после личного посещения.

Вопросы по е-ОСАГО

Несмотря на то, что возможность получения ОСАГО в электронном виде была введена еще в 2015 году, до сих пор по этому поводу возникает множество вопросов, а касаются они в основном того, как именно действует такая страховка и легитимна ли она.

Сразу стоит сказать, что никаких отличий электронное ОСАГО от бумажного не имеет, даже цена остается такой же. Действовать она начинает сразу с момента получения страхователем. Экземпляр бумаги высылается на указанную почту, но и в личном кабинете на сайте страховщика он продолжает храниться. Если бумажный полис привычнее, то всегда можно заказать его по почте, оплатив расходы на пересылку, и спустя несколько дней бланк строгой отчетности прибудет по указанному адресу.

Еще один важный вопрос – что показывать инспектору ГИБДД, когда он остановит транспорт для проверки документов. В п. 7.2 ст. 15 сказано, что полученный электронным способом документ приравнивается к бумажному документу. А это значит, что его можно просто распечатать, чтобы предъявлять как при проверке документов, так и при регистрационных действиях в МРЭО. Дело в том, что теперь подразделения ГАИ и инспекторы обладают выделенным каналом для проверки подлинности ОСАГО в базе РСА, поэтому и наличие бланка строгой отчетности не является обязательным фактом.

Электронный полис ОСАГО законодательство

С 1 октября 2015 года в России действуют электронные полисы ОСАГО, которые можно оформлять онлайн.

Возможность приобрести электронный полис у российских автовладельцев появилась с 1 июля, когда стала доступна услуга пролонгации действующего договора на сайте той страховой компании, с которой он был заключен. С 1 октября появилась возможность заключать договор ОСАГО через интернет с любой страховой компанией, осуществляющей онлайн-продажи данного страхового продукта. Юридические лица смогут приобрести электронные полисы с 1 июля 2016 года.

Для того чтобы приобрести электронный полис ОСАГО, достаточно на официальном сайте страховщика создать и направить заявление о заключении договора обязательного автострахования (абз. 2 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). При этом страхователь освобожден от обязанности предоставлять следующие документы:

· паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

· свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является организация);

· документ о регистрации транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о его регистрации, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

· водительское удостоверение или его копия;

Доступ ко всем необходимым сведениям в этом случае страховщики получают путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями (п. 4 ст. 15 закона об ОСАГО в новой редакции). Стоит отметить, что при оформлении договора страхования на бумажном носителе в офисе страховщика за автовладельцем сохраняется обязанность предоставить все указанные документы (п. 3 ст. 15 закона об ОСАГО).

Если страхователем является физическое лицо, то заявление о заключении договора ОСАГО в электронном виде должно быть подписано простой электронной подписью. Вы можете указать свой СНИЛС, номер «пенсионного» счета, – на сегодняшний день СНИЛС является аналогом электронной подписи страхователя. Для страхователей — юридических лиц установлена обязанность использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (абз. 5 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). Страхователю необходимо оплатить страховую премию и после получения подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика страхового полиса распечатать его.

Преимущество электронного полиса в удобстве оформления – полис можно купить в любое время, не выходя из дома. Еще одно преимущество в том, что при оформлении электронного полиса страховщик не может навязать свои дополнительные услуги, а именно эта причина часто становится поводом для многочисленных жалоб автовладельцев.

СТРАХОВАТЕЛЬ — лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования.

СТРАХОВЩИК — страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — это договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

При выборе страховой компании для заключения договора ОСАГО необходимо обратить внимание на следующие моменты:

Страховая компания должна иметь лицензию, наличие которой можно проверить на сайте Банка России www.cbr.ru или на сайте «Российского союза страховщиков» (РСА) www. autoins.ru

Страховая компания должна иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и прямом возмещении убытков, а также на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков.

Необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является наличие у нее не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию автомобилей или гражданской ответственности их владельцев.

Для заключения договора ОСАГО страхователь представляет страховщику следующие документы:

заявление о заключении договора обязательного страхования, так же можно представить в электронной форме;

паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Предоставление диагностической карты не требуется в случаях, если:

● в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство (ТС) не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется;

● порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации;

● периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет 6 месяцев, а также случаев, предусмотренных законом.

По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования

При заключении договора ОСАГО страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков.

Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных федеральным законом

Договор ОСАГО является публичным договором. Отказ в страховании ОСАГО не допускается по закону.

При надлежащем обращении страхователя отказ страховой организации от заключения договора ОСАГО является неправомерным

Если страховая компания уклоняется от заключения договора ОСАГО, страхователь вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные убытки (п. 4. Ст. 445 ГК РФ).

Срок действия договора ОСАГО составляет 1 год, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом

В каких случаях можно расторгнуть договор ОСАГО досрочно:

● отзыв лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

● замена собственника транспортного средства;

●иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Как происходит процедура расторжения договора ОСАГО:

Для расторжения договора ОСАГО необходимо подать письменное заявление о его досрочном расторжении.

В заявлении указываются номер полиса, Ф.И.О. страхователя и государственный номер автомобиля.

Можно ли вернуть деньги при досрочном расторжении договора ОСАГО?

При досрочном расторжении договора ОСАГО по инициативе страхователя страховая компания обязана не позднее 14 календарных дней с момента подачи заявления о досрочном расторжении договора возвратить страхователю часть страховой премии за неистекший срок действия договора страхования, но только если действие договора прекращается по причине отзыва лицензии у страховой компании или замены собственника автомобиля.

В иных случаях у страховой компании не возникнет такой обязанности.

Владельцу транспортного средства следует знать, что отказ страховой компании в заключении договора ОСАГО по причине нежелания владельца транспортного средства одновременно заключить договор добровольного страхования является недопустимым.

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , 2020

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4

Источники:

http://www.garant.ru/article/797374/
http://uosago.ru/osago/stati/zakonodatelstvo-i-elektronnyy-osago/
http://tonkostiosago.ru/obyazannosti-po-osago/oformili-elektronnyy-polis-osago-chto-pokazyvat-i-kak-predyavlyat
http://pddmaster.ru/pdd/pdd-osago-0120.html
http://zakoniavto.ru/avtostrahovanie/zakon-ob-elektronnom-polise-osago.html
http://73.rospotrebnadzor.ru/content/111/40571/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector