Что делать при небольшом ДТП?
Мелкое ДТП
Относительно недавно в юридической сфере стал использоваться такой термин, как мелкое ДТП. Под таковым подразумевается дорожно-транспортное происшествие, в результате которого имели место минимальные повреждения транспортных средств.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
С недавнего времени необходимо осуществлять оформление мелкого ДТП в особом порядке.
Какое происшествие считается незначительным
Сегодня оформление ДТП соответствующим образом позволяет избежать многих сложностей при взаимодействии со страховой компанией. На данный момент процесс получения выплаты регулируется специальным законодательством.
Существует упрощенный порядок осуществления оформления процесса дорожно-транспортного происшествия, которое классифицируется как незначительное. Также таковой происшествие нередко называют попросту «мелким».
Законодательно установлены определенные требования касательно того, какие именно ДТП можно классифицировать как незначительные. Причем полный перечень таковых требований относительно невелик.
Водителю, постоянно использующему свое транспортное средство, необходимо будет обязательно внимательно ознакомиться с обстоятельствами, при возникновении которых возможно будет осуществлять процесс оформления рассматриваемым способом.
Применение специального Европротокола возможно в достаточно ограниченном количестве случаев.
На данный момент установлены следующие условия, выполнение которых строго обязательно:
- какой-либо вред в результате ДТП был причинен только лишь имуществу – при этом жизнь и здоровье водителей, пассажиров и пешеходов не пострадало;
- в дорожном происшествии участвовали только лишь 2 автомобиля – не более того;
- какие-либо разногласия у обоих участников ДТП по поводу имеющего место события отсутствуют;
- каждый участник имеет при себе достаточное количество документов для осуществления процесса оформления ДТП без ГИБДД;
- оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО – в противном случае осуществить оформление будет попросту невозможно.
Обычно под незначительными ДТП подразумеваются ситуации, когда суммарная величина ущерба составляет не более 50 тыс. рублей. Именно такой лимит выплат определен по европротоколу.
Соответственно, под подобный ущерб обычно попадает повреждение лакокрасочного покрытия, а также фар, пластиковых элементов кузова.
В то же время следует учесть, что достаточно точно определить величину ущерба в таком случае «на глаз» может только лишь специалист.
При этом не стоит соглашаться на урегулирование убытков в рамках европротокола если могут иметь место какие-либо скрытые повреждения. Так как нередки случаи, что незначительные удары по кузову привели к изменению геометрии.
Подобные повреждения грозят существенными расходами в долгосрочной перспективе. Потому требуют незамедлительного ремонта. Не стоит допускать сложных ситуаций.
Если имеются малейшие сомнения в обоснованности использования европотокола – то стоит все же вызывать дорожную полицию.
Но следует учесть, что в отдельных случаях полагается штраф за ситуацию, когда вызов имел место по причинам незначительным.
Прежде, чем осуществить соответствующего типа процедуру, необходимо будет осуществить процесс анализа законодательных норм. Внимательное изучение НПД позволит не допустить самых разных сложностей в дальнейшем.
Что делать при небольшой автоаварии
Алгоритм действий при небольшой, мелкой аварии является стандартным и определяется законодательством.
При этом следует учесть, что процесс получения денежных выплат обязательно должен осуществляться лишь в режиме взаимодействия со страховой компанией.
Все тонкости подачи документов, особенности этого процесса подробно освещаются в правилах страхования. Таковые должны быть предоставлены вместе с заключаемым договором по ОСАГО.
Причем нередко возникают ситуации, когда в случае возникновения мелкой аварии у одного из участников, допустим у виновника, отсутствует полис ОСАГО.
В таком случае выходом из положения может стать разрешение проблемы на месте, без участия страховой. Когда повреждения и их стоимость очевидна.
По предварительной договоренности виновный попросту передает достаточное для ремонта повреждения суммы и на этом ДТП считается разрешенным. Но опять же следует учитывать несколько существенных моментов.
К таковым относится в первую очередь следующее:
- помимо видимых повреждений могут быть скрытые определить факт наличия которых может только лишь автосервис – данный вопрос стоит взять на заметку именно пострадавшему;
- при передаче денежных средств в счет погашения долга по ущербу необходимо будет обязательно составить расписку, в котором обозначаются обстоятельства передачи средств и все остальные моменты.
Сегодня уже достаточно редко, но все же случаются ситуации, когда после передачи денежных средств пострадавший обращается в ГИБДД и дает показания о том, что виновный в ДТП попросту скрылся с места возникновения происшествия.
Доказать свою невиновность и факт передачи средств при отсутствии подтверждающих материалов в виде документов и иного будет достаточно проблематично.
Виновнику
Существует стандартный порядок действий которого следует придерживаться вне зависимости от иных обстоятельств.
В стандартный алгоритм входит на данный момент следующее:
- необходимо сразу после ДТП остановить транспортное средство и осуществить его фиксацию при помощи ручного тормоза – далее выставляется знак аварийно остановки и аварийная сигнализация;
- далее следует убедиться в том, что здоровью всех лиц, участвующих в ДТП, ничего не угрожает – при необходимости следует вызывать медицинскую помощь;
- по возможности осуществить фото и видеосъемку возникшего ДТП.
Отдельно стоит отметить, что на по возможности в первую очередь следует фиксировать следующие моменты:
- окружающая обстановка от которой возможно будет осуществить процесс расчета;
- номера транспортных средств – как находящихся в зоне обзора, так и участвующих в ДТП;
- покрытие дорожного полотна;
- следы, оставленные на асфальте транспортным средством в момент торможения.
В первую очередь виновнику следует помнить, что покидать место возникновения дорожно-транспортного средства не следует ни в коем случае.
В противном случае величина финансовых потерь, которые могут возникнуть с его стороны в результате возникшей ситуации, существенно возрастут. ГИБДД скорее всего назначит достаточно существенный штраф.
Пострадавшему
Алгоритм действия для пострадавших является стандартным. Понадобится зафиксировать автомобиль, установить знак аварийной остановки и включать аварийную сигнализацию.
После чего сделать фотографии ДТП, а также запись видео. Таким образом возможно не допустить самых разных проблем в дальнейшем.
Ещё один важный момент – по возможности стоит записать контактные данные всех свидетелей, которые могут в дальнейшем дать показания по ДТП.
Отдельно стоит отметить факт использования видеорегистраторов. С их помощью можно будет восстановить последовательность событий, а также избежать ложных показаний со стороны самого виновного и свидетелей.
При невозможности самостоятельного разрешения ситуации, составления соответствующего типа Европротокола, стоит вызывать ГИБДД. С их помощью формируется вся необходимая для получения выплаты документация.
Опять же по необходимости нужно будет вызывать скорую помощь – если вдруг кому-либо из участников ДТП стало плохо.
Где купить авто после ДТП, читайте здесь.
Оформление мелкого ДТП без ГИБДД
Если имеет место мелкое ДТП во дворе или же на проезжей части – то стоит попросту оформить его без участия дорожной полиции.
Таким образом возможно будет избежать самых разных сложных и затруднительных ситуаций. Отдельно стоит отметить, что алгоритм оформления такого типа ДТП несколько отличается от стандартного.
При оформлении ДТП без ГИБДД необходимо будет в обязательном порядке осуществить подобного рода процедуру с использованием бланка Европотокола.
Оформление ДТП с его использованием подразумевает следующие основные этапы:
- необходимо остановиться и установить знак аварийной остановки;
- далее потребуется зафиксировать на фото следы ДТП, примерно оценить степень ущерба;
- собрать все контакты свидетелей;
- по возможности сделать снимки следующего:
- общего плана происшествия;
- следов торможения, обмотки деталей;
- разбитых стекол, элементов;
- государственные регистрационные номера всех ТС;
- поврежденные детали транспортных средств.
Причем важно учесть, что европротокол будет действительным только лишь в случае соблюдения целого ряда условий. При невыполнении таковых необходимо будет вызывать ГИБДД для оформления возникшего происшествия.
Отдельно стоит отметить, что сам европротокол обязательно должен заполняться с соблюдением некоторых важных правил.
К таковым относится:
- при оформлении самого бланка необходимо будет использовать только черную гелиевую ручку;
- извещение о ДТП необходимо будет заполнить двоим водителям сразу – пострадавшему и виновному (каждому потребуется заполнить свою часть);
- обратную сторону следует заполнить самостоятельно;
- если оба экземпляра склеены – понадобится их обязательно разделить;
- на лицевой стороне извещения о ДТП необходимо будет проставить подписи обоим водителям;
- внесение правок в европротокол уже после разъединения допускается только лишь при заверении этого факта вторым водителем.
Причем необходимо учесть, что фото, а также видео съемка должна быть обязательно осуществлена только лишь в течение 60 минут с момента возникновения дорожно-транспортного происшествия.
В противном случае полученные таким образом данные будут недействительными.
Кто поможет определить степень ущерба, если стороны не могут договориться сами
Оптимальным решением будет договориться участника ДТП о нанесенном ущербе самостоятельно, без посторонней помощи.
Таким образом можно будет сэкономить достаточно большое количество времени. Но при этом нередки ситуации, когда решить дело «миром» попросту не удается.
В таком случае разрешить ситуацию возможно будет разными способами:
- вызывать на место возникновения дорожно-транспортного происшествия работника страховой компании – полис ОСАГО которой имеется на руках;
- вызывать на место ДТП экипаж дорожной полиции.
Причем первый вариант доступен только лишь в случае, если сам полис ОСАГО оформлен с использованием данной услуги. Обозначается таковая обычно как «аварийный комиссар».
С помощью него возможно будет избежать затруднений при составлении документов, а также трезво оценить ущерб от возникшего дорожно-транспортного происшествия.
При этом точно узнать имеется ли возможность получить воспользоваться услугами аварийного комиссара можно путем осуществления звонка в страховую компанию.
Аварийный комиссар обычно разбирается в ценовой политике на осуществление ремонтных работ по конкретному транспортному средству. Соответственно, вероятность неточной оценки стоимости ремонта будет сведена к минимуму.
Если же ни один из участников ДТП не имеет возможности воспользоваться услугами такого специалиста – то понадобится попросту вызывать ГИБДД.
В таком случае осуществляется оформление ДТП стандартным образом. ГИБДД собирает все необходимые данные по поводу возникшего происшествия. Конечная же стоимость ущерба будет определяться уже в судебном порядке.
При этом следует учесть, что в таком случае процесс оформления имеет большое количество различных тонкостей. Особенно важно проверить правильность составления всех документов. В первую очередь это касается именно справки о ДТП.
Если виновник уехал с места происшествия
В случае, если виновник попросту скрылся с места ДТП, то водитель-пострадавший обязан осуществить следующие действия для разрешения таковой ситуации:
- зафиксировать свое транспортное средство, после чего включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки;
- вызвать на место происшествия работников автоинспекции;
- попытаться самостоятельно собрать максимальное количество информации о виновном в дорожно-транспортном происшествии:
- опросить всех свидетелей аварии;
- сфотографировать следы на асфальте, а также предметы, которые помогут установить личность виновного;
- зафиксировать запчасти, которые отсоединились от авто.
Также необходимо будет вызывать ГИБДД если никто не признает вину при мелком ДТП. Сам алгоритм оформления подобного рода процедуры имеет целый ряд самых разных тонкостей, особенностей. Со всеми нюансами нужно ознакомиться предварительно.
Штраф за вызов ГИБДД
С 01.07.15 г. штраф за ситуацию, когда водители не освобождают проезжую часть достаточно быстро, составляет 1 тыс. рублей.
Таким образом ГИБДД симулируют водителей самостоятельно осуществлять оформление возникающих дорожно-транспортных происшествий.
Что будет, если скрываюсь
Сегодня при сокрытии с мелкого ДТП предполагается административное взыскание. Регулируется данный вопрос ст. №12.27 КоАП РФ.
В качестве наказания согласно данной статьи:
Что делать при мелком ДТП без пострадавших в 2018 году
С ростом количества машин на российских дорогах увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. Их можно разделить на мелкие, когда ущерб ограничивается порчей транспортных средств двух водителей, и тяжкие, когда причиняется вред здоровью или жизни людей: автолюбителей или пешеходов. В первом случае закон оставляет участникам ситуации право обойтись без вызова сотрудника ГИБДД, самостоятельно провести документальное оформление, чтобы впоследствии получить возмещение от своей страховой компании.
Какое ДТП признается незначительным?
Незначительные ДТП происходят на участках, где скорость движения минимальна: в жилых дворах, вблизи пешеходных переходов, на стоянках. Вред, наносимый авто, ограничивается царапинами, вмятинами, порчей зеркал или фар и т.д. Таким образом, дорожно-транспортные происшествия относятся к категории мелких, если одновременно отвечают следующим критериям:
- В ДТП участвует не более двух машин (авто с прицепом расценивается как единое целое);
- Авария не нанесла вред жизни или здоровью водителей, пассажиров, пешеходов;
- В результате случившегося не пострадало имущество третьих лиц, находящееся в транспортных средствах;
- Денежный эквивалент ущерба, нанесенного автомобилям, не превышает 100 тыс. руб.
Согласно данным ГИБДД с 2006 года уменьшилось количество ДТП — с пострадавшими (ранеными) на 56%, а с погибшими на 47%. В первую очередь это связывают с работой по профилактике дорожно-транспортного травматизма, которая проводилась и проводится ГИБДД совместно с РСА и с некоторыми крупными автопроизводителями. Вся работа проводится в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.»
Действия виновника и пострадавшего после аварии
В первые минуты после столкновения нужно оценить обстановку и понять, относится ли ДТП к категории мелких или тяжких, от этого будет зависеть необходимость вызова ГИБДД. В любом случае алгоритм действий участников ДТП на первоначальном этапе будет схожим. Он обусловлен тем, чтобы не спровоцировать дополнительных столкновений (если авария произошла на дороге общего пользования), а также чтобы понять какие службы необходимо вызывать на место ДТП. Итак, необходимо:
- Остановить транспортное средство и выставить знак аварийной остановки, включить аварийную сигнализацию, чтобы дать другим участникам дорожного движения информацию о случившемся ДТП. Если ситуация возникла в городе, то разместить его в 15 м от машины, если вне города — в 30 м.
- Узнать как себя чувствуют пассажиры, нет ли травм.
- Подойти к машине второго участника, уточнить, не нанесен ли вред его здоровью, попросить его покинуть авто.
- Не трогать на месте происшествия ничего и, если пострадавших и раненых нет, выбрав оптимальный ракурс, сделать фотографии автомобилей и окружающей обстановки.
В процессе съемки нужно запечатлеть расположение машин друг относительно друга, асфальтовое покрытие на трассе, отлетевшие и сломанные предметы, повреждения на транспортных средствах, следы шин. Фотографии делаются в присутствии свидетелей, номера их авто записываются. Когда фото- и видеосъемка закончится, необходимо отогнать авто с проезжей части. На необходимость совершения такого шага указывает п. 2.6.1 правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Кабмина №1090. Если водители оставят пострадавшие машины на трассе без веских оснований, прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД могут оштрафовать их на 1 тыс. руб. (ст. 12.27 Административного Кодекса).
Как оформить происшествие?
Если дорожное происшествие соответствует признакам мелкого, автолюбители вправе не вызывать органы правопорядка для урегулирования ситуации. Действующее законодательство оставляет несколько способов документального оформления аварии: составление Европротокола, самостоятельное обращение в отделение ГИБДД, добровольное урегулирование конфликта. Составлением Европротокола можно воспользоваться, если:
- У каждого из водителей застрахована автогражданская ответственность;
- Денежный эквивалент нанесенного вреда составляет менее 100 тыс. руб.;
- Автолюбители едины во мнении, кто является виновником происшествия;
- У участников ДТП имеется бланк уведомления, выданный страховщиком.
Стоит быть внимательным при заполнении бланка данными полиса ОСАГО второго водителя. Необходимо проверить правильность номера, даты выдачи, наименование страховой компании. Ошибки могут стать причиной отказа в возмещении от страховой компании. Нужно убедиться, что документ действующий, а не просроченный. Заполненный бланк подписывают оба водителя-участника столкновения. Для получения компенсации от страховщика его нужно предоставить в 5-ти-дневный срок вместе с заполненным заявлением, фотографиями или видеосъемкой, отражающими детали произошедшего.
Обращение в ближайшее отделение ГИБДД потребуется, если у водителей не нашлось бланка уведомления, а нанесенный авто вред по примерным оценкам составляет более 100 тыс. руб. При этом у участников дорожно-транспортного происшествия нет уверенности в том, что они смогут составить все документы корректно. Для оформления ДТП нужно захватить с собой фото- и видеоматериалы и проехать до ближайшего поста ГИБДД. Сотрудники инспекции изучат детали и оформят все необходимые документы.
Наиболее простая ситуация — достижение консенсуса между участниками происшествия. Они могут договориться о том, что виновник аварии возмещает определенную сумму потерпевшему, и разъехаться можно без составления протокола. Указанный метод — самый «зыбкий» для виновника. Есть риск, что потерпевшая сторона, получив оговоренную сумму, останется на трассе и вызовет сотрудников ГИБДД, которые оформят происшествие. Выплативший компенсацию гражданин не сможет доказать, что ситуация урегулирована. Чтобы не столкнуться с проблемами, всегда нужно требовать от пострадавшего расписку об отсутствии претензий.
Заключение
Самостоятельное оформление мелкого дорожно-транспортного происшествия означает существенную экономию времени для водителей, но оставляет риск, что из-за ошибок и недочетов в документах страховая компания откажет в выплате возмещения. Автолюбителям приходится выбирать между этой вероятностью и долгими разбирательствами и ожиданием представителей ГИБДД.
Что делать при мелком ДТП: правила оформления и необходимые действия
Количество автомобилей на дорогах Российской Федерации растёт с каждым днём. Люди берут кредиты, покупают авто и пробуют свои силы в вождении. Отсутствие опыта, невнимательность, недисциплинированность, самонадеянность и прочие факторы нередко приводят к авариям.
Если речь идет о ситуации, когда нанесен мелкий ущерб автомобилю и в ДТП никто не пострадал, то участники происшествия вправе самостоятельно оформить протокол, без вызова сотрудника дорожной полиции. В данном материале будет рассказано обо всех тонкостях оформления ДТП, которые следует принимать во внимание, чтобы избежать проблем при получении денежного возмещения за нанесённый ущерб.
Какое происшествие считается мелким
Прежде чем рассматривать предмет обзора по существу, необходимо определиться с тем, какие происшествия подпадают под категорию мелких. Как правило, подобные ДТП совершаются на участках дорог, где разрешенная скорость минимальна и близко размещаются объекты, способные нанести вред транспортному средству. Часто случаются мелкие ДТП во дворах, рядом с пешеходными переходами, на автостоянках.
Повреждения носят незначительный характер (царапины, сколы, порча фар и зеркал) и по этой причине называются мелкими. Если обратиться к действующему законодательству, то оно выделяет ДТП, которые могут быть оформлены без участия сотрудников ГИБДД. Для этого необходимо выполнение одновременно нескольких условий:
- участие в аварийной ситуации принимали не больше двух автомобилей (авто с прицепом является одним целым);
- у участников ДТП есть страховки ОСАГО;
- авария не стала причиной гибели граждан или нанесения вреда здоровью;
- имущество третьих лиц при аварии не пострадало;
- размер ущерба не превышает 100 тыс. рублей;
- у участников аварии нет разногласий по обстоятельствам ДТП.
По статистике доля происшествий с тяжкими последствиями уменьшается. Это означает, что возрастает актуальность знаний о том, как правильно себя вести водителю, попавшему в мелкое ДТП.
Штраф за вызов ГИБДД при мелком ДТП в 2020 году
Как уже было отмечено, небольшое дорожно-транспортное происшествие не требует обязательного вызова сотрудника дорожной полиции. При этом участники аварии должны соблюдать установленные требования, в противном случае им грозят санкции.
Так, на водителя, попавшего в ДТП, может быть взыскана сумма за препятствование дорожному движению и отсутствие знака аварийной ситуации. Штрафы выписываются за неадекватное состояние (за вождение в нетрезвом виде — до 30 000 рублей) и прочие правонарушению.
Что делать при мелком ДТП
Незначительное ДТП — это не повод махнуть рукой и устранять повреждения ТС за свой счет. Речь идет о таком же происшествии, как и любая другая авария, поэтому действовать нужно по установленному порядку, который регламентируется Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П (ред. 08.10.2019). Следует учитывать, что придется обращаться в страховую компанию за возмещением ущерба, а это означает необходимость тщательной подготовки документов.
Все подробности и нюансы, возникающие во время оформления протокола происшествия и выполнения прочих необходимых действий, подробно описаны в правилах страхования, которые предоставляются автовладельцу совместно с договором по ОСАГО.
Нередко возникают ситуации, когда у второго участника ДТП отсутствует полис ОСАГО. Если размер ущерба очевидна, можно попытаться разрешить проблему на месте. Виновник может передать пострадавшему необходимые для ремонта средства, и происшествие считается урегулированным. В этом случае нужно принимать во внимание следующие обстоятельства:
- не всегда повреждения можно правильно идентифицировать по стоимости. Часто встречаются скрытые дефекты, которые может определить только автосервис;
- во время передачи средств от виновного пострадавшему требуется составить расписку, иначе в дальнейшем данный факт подтвердить не удастся.
Не очень часто, но случаются ситуации, когда пострадавший получил деньги, после чего, обратился в ГИБДД с тем, что виновное лицо скрылось с места происшествия. В этом случае без расписки доказать факт передачи денег будет невозможно, а при отсутствии прочих документов доказать и свою невиновность конкретному лицу тоже будет сложно.
Виновнику
Помимо общего порядка действий, есть стандартная инструкция, которой должны придерживаться лица, виновные в аварийной ситуации. Речь идет о выполнении следующих действий в указанной последовательности:
- Сразу после аварии, следует остановить ТС и зафиксировать его при помощи ручного тормоза;
- Выставить знак аварийной остановки и включить световую сигнализацию;
- Проверить, пострадал ли кто-то в аварии и при необходимости, вызвать скорую;
- Сделать фотоснимки или видеосъемку случившейся аварии, если есть такая возможность.
Важно знать, что покидать место аварии виновному лицу нельзя. Если это будет сделано, то размер штрафа возрастет и к разбирательству придется привлекать сотрудников дорожной полиции. Многие граждане стараются избежать такого исхода, поэтому не покидают место правонарушения.
Пострадавшему
Для людей, понесших ущерб во время аварии, необходимо также соблюдать ряд обязательных правил. Прежде всего, нужно остановить машины, зафиксировать её ручным тормозом, установить знак аварии и включить сигнализацию. Если нужно, вызывать скорую помощь.
На следующем этапе следует сфотографировать или заснять на видео место происшествия, что позволит избежать проблем в будущем. По возможности рекомендуется переписать контактные данные всех свидетелей происшествия и виновного лица. Если нет возможности разрешить ситуацию самостоятельно путем составления Европротокола, то необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, которые и составят необходимые бумаги.
Что делать, если виновник уехал с места ДТП
Иногда бывает так, что водитель уехал с места мелкого ДТП. Это будет иметь серьезные последствия для виновного лица, но чтобы привлечь его к ответственности, пострадавшему следует сделать следующее:
- Произвести все стандартные действия.
- Вызвать сотрудников дорожной полиции.
- До приезда инспекторов самостоятельно собрать максимум полезной информации о происшествии, например, опросить свидетелей, заснять место ДТП на видео и фотокамеру.
Если никто вину в мелком ДТП не признал, то нужно вызвать сотрудника ГИБДД, который займется составлением протокола с учетом всех обстоятельств и особенностей процедуры. В дальнейшем это пригодится на судебном заседании в качестве доказательства.
Как оформить мелкую аварию без сотрудников ГИБДД
Правила и особенности заполнения протокола осмотра места ДТП действуют для всех аварийных событий. Мелкое происшествие на дороге может быть оформлено без участия сотрудников дорожной полиции. Обращение в ГИБДД может привести к наложению дополнительного штрафа. В целом порядок действий достаточно прост, но есть некоторые отличия от типовой процедуры, о которых обязательно следует знать и учитывать их.
При оформлении используется специальный бланк — Европротокол, а сама процедура предусматривает выполнение определенной последовательности действий. Стандартный порядок оформления мелкой аварии без ГАИ по Европротоколу выглядит следующим образом:
- Сначала участники ДТП выполняют все обязательные действия, предписанные ПДД, а лишь после этого приступают к оформлению.
- Необходимо зафиксировать обстановку на месте аварии на фото- или видеокамеру.
- По возможности сделать снимки: общего плана ДТП, следов торможения и обмотки отдельных элементов, зафиксировать разбитые стекла и другие детали.
- Записать контактные данные свидетелей ДТП.
- Переписать и сфотографировать госномера всех ТС, которые попали в аварию.
- Заснять поврежденные детали транспортных средств.
Скачать бланк европротокола
После указания всех данных важно позаботиться еще об одном моменте. Дело в том, что европротокол будет действителен только при соблюдении ряда условий. Если даже одно условие будет нарушено, то потребуется пригласить сотрудников дорожной полиции, чтобы они составили протокол. В интернете часто спрашивают, можно ли не оформлять европротокол, а просто договориться о возмещении ущерба. Такой вариант не противозаконен, но следует оформить расписку о передаче виновником средств пострадавшему, и годится подобная схема в случае, когда у одного из участников аварии нет полиса ОСАГО. В остальных ситуациях рекомендуется оформлять ДТП для последующего получения выплаты от страховой компании.
Есть несколько важных моментов, которые требуется учитывать при заполнении европротокола. Эти правила позволят в дальнейшем доказать свои претензии в суде и получить положенное возмещение. В качестве обязательных условий можно отметить такие:
- при заполнении бланка необходимо использовать только черную гелевую ручку;
- извещение о ДТП заполняется каждым из водителей — виновным и пострадавшим в определенных разделах;
- обратная сторона заполняется каждым водителем самостоятельно;
- после заполнения экземпляры документа требуется разделить;
- на лицевой стороне извещения подпись должны проставить оба водителя;
- в протокол можно внести поправки, но при условии, что это подтверждает и удостоверяет второй водитель.
Важным моментом является еще и то, что съемка обстоятельств произошедшего может быть выполнена только в течение 60 минут после случившейся аварии. В противном случае, все данные будут отнесены к недействительным.
Нужно ли вызывать инспектора ГАИ
Дорожные происшествия случаются повсеместно, они происходят в крупных городах, на трассах и в небольших деревнях. Чтобы добраться до той места ДТП, сотруднику ГИБДД может потребоваться не один час, поэтому участникам происшествий с незначительными последствиями представлена возможность самостоятельно оформить аварию. Благодаря поправкам, внесенным в закон об ОСАГО, сегодня вызывать представителя дорожной полиции на место аварии не нужно при соблюдении определённых условий. У участником мелкого ДТП есть возможность самостоятельно провести оформление путём заполнения стандартного документа — Европротокола.
Чтобы участники аварии могли воспользоваться этим правом, должны совпадать сразу некоторые условия, а точнее (ст. 11.1 Закона об ОСАГО №40-ФЗ):
- в ДТП участвовали только два ТС;
- стоимость ремонта не больше 100 тыс. рублей;
- пострадавших в аварии нет, и имущество третьих лиц осталось в целости и сохранности;
- у каждого водителя есть действующие полисы ОСАГО;
- участники происшествия находились в адекватном состоянии;
- стороны могут самостоятельно определить виновное в аварийной ситуации лицо, а также оценить нанесенные повреждения.
При несовпадении даже одного из перечисленных условий, к рассмотрению дела придется привлекать сотрудников дорожной полиции и дожидаться их приезда.
Кто будет определять степень вины, если не удается договориться
Бывают ситуации, когда участники происшествия не могут прийти к общему решению и вызывают представителей дорожной полиции. В основном это связано со сложностями выявления виновного лица и определения размера причиненного ущерба. Впрочем, можно не обращаться в ГИБДД, а позвонить в страховую компанию или пригласить аварийного комиссара. Каждый вариант имеет свои особенности, которые будут рассмотрены дальше.
- Вариант первый — вызвать представителя страховой компании.
Присутствие официального лица позволит разрешить ситуацию, связанную с оценкой причиненного ущерба. Специалист осмотрит повреждения и рассчитает примерную стоимость ремонтных работ. Важным моментом является то, что обратиться за подобной помощью можно лишь в том случае, когда у второго участника есть полис ОСАГО или он оформил страховку КАСКО. Непосредственно по прибытии представителя страховщика нужно предъявить эти документы.
Примечательно, что если у гражданина с КАСКО включена возможность получения помощи от специалиста, то при наличии ОСАГО, за вызов представителя придется доплатить.
- Вариант второй — вызов аварийного комиссара.
Это потребует оплаты за оказание необходимой помощи, однако даже при незначительном ущербе бывают случаи, когда воспользоваться услугами независимого специалиста просто необходимо. Это позволит избежать сговора и уменьшения размера выплат со стороны страховщика.
- Вариант третий — выполнение независимой экспертной оценки.
Самым сложным и дорогостоящим способом считается вызов сотрудников дорожной инспекции, если размер страховой компенсации не удовлетворяет пострадавшего водителя. В дальнейшем, протокол, составленный сотрудниками дорожной полиции, позволит решить вопрос в суде с наиболее благоприятным результатом для пострадавшего лица.
При наличии спорной и даже конфликтной ситуации, судья может назначить независимую экспертизу с целью определения реальной стоимости возникших повреждений в результате ДТП. Следует напомнить, что уведомлять о проведении экспертной оценки всех участников аварийной ситуации обязан сам собственник поврежденного авто. Сделать это можно при помощи телеграммы или письма с уведомлением. Уведомление не обязательно, однако в дальнейшем оно станет подтверждением, что участники были оповещены о проведении мероприятий должным образом.
- Вызвать сотрудников ГИБДД.
В данном случае это обязательно, поскольку независимая экспертиза может быть назначена лишь при наличии документов, составленных инспектором, где есть схема происшествия и зафиксированы все обстоятельства случившегося.
Получите ответ в течение 5 минут!
Ваша заявка была принята и в ближайшее время с Вами свяжется наш юрист.
Мелкое ДТП — Зацепил соседнюю машину
Дворы, парковки у офисных центров и магазинов, открытые стоянки в Москве заняты автомобилями настолько плотно, что маневрирование на них становится очень сложным. Мелкие ДТП в таких условиях случаются постоянно: при заезде на парковочные места и выезде с них водители задевают соседние автомобили, притираются к ним, повреждают детали кузова или светотехнику. Каждая такая ситуация считается полноценным ДТП. Чтобы не лишиться страховки или водительских прав, после мелкой аварии важно действовать правильно.
Как на практике?
Опросы показывают, что водители не всегда ответственно относятся к мелким ДТП:
- 40% водителей стараются как можно быстрее покинуть место аварии, не уведомляя владельца поврежденного автомобиля, сотрудников ГИБДД и представителей страховой компании;
- 25% стараются найти владельца поврежденного автомобиля;
- 25% вызывают на место аварии представителей ГИБДД;
- 15% информируют сотрудников стоянки о происшествии;
- 10% не знают, что делать в случае мелкого ДТП, и спрашивают совета у знакомых.
Такие данные получены после опроса 2,5 тыс. водителей.
Заказать независимую экспертизу
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
Что делать после мелкого ДТП?
Порядок действий должен быть таким же, как и после любой другой аварии. Свяжитесь с сотрудниками страховой компании, и они вызовут на место представителей ГИБДД. Вы можете вызвать сотрудников ГИБДД самостоятельно. Дополнительно страховая компания может прислать на место аварийного комиссара.
Оформление мелкого ДТП позволяет избежать проблем с компенсацией ущерба потерпевшему (он будет выплачен в рамках страхования по ОСАГО). Страховое возмещение по КАСКО также выплачивается только при условии, что авария была зарегистрирована в ГИБДД.
Если виновник аварии самовольно покидает ее место, это чревато следующими проблемами:
- лишение водительских прав на срок от 1 года;
- административное наказание (арест на срок 15 суток);
- возмещение ущерба владельцу поврежденного автомобиля в добровольном порядке либо через суд после регрессного иска от страховой компании.
Насколько велик риск попасться?
Ежегодно статистика по поиску водителей, скрывшихся с места ДТП, улучшается. На парковках рядом с магазинами, офисами, бизнес-центрами, на улицах, платных паркингах устанавливаются видеокамеры, которые фиксируют мелкие ДТП, даже если вы зацепили соседнюю машину. По этим записям после находят виновников аварий.
Еще в 2010-м году статистика по стране была следующей:
- за первые 5 месяцев произошло 11 тыс. ДТП (без пострадавших), виновники которых скрылись с места происшествия;
- 17% виновников позже было найдено.
В 2016-м году статистика улучшилась. Так, в Московской области за первые 7 месяцев 2016-го года зафиксированы следующие показатели:
- всего произошло 1703 столкновения ТС;
- 14% водителей скрылись с места происшествия;
- из них 65,2% водителей позже были найдены.
Количество найденных после мелких ДТП водителей увеличивается и из-за оснащения мест стоянок камерами наблюдения, и за счет помощи свидетелей столкновения, других участников движения, водителей припаркованных рядом автомобилей.
Варианты действий после мелкого ДТП
Вызов инспекторов ГИБДД. Сразу после столкновения виновник должен остановить автомобиль, заглушить двигатель, включить аварийную световую сигнализацию, установить перед авто знак аварийной остановки. При выключенной аварийной сигнализации или отсутствующем знаке дополнительно инспектор наложит на водителя штраф (1000 руб.).
Европротокол. Если водитель поврежденной машины находится рядом с ней, участники аварии могут договориться, не вызывая ГИБДД. Для этого составляется европротокол. Обойтись без ГИБДД можно, если в аварии никто не пострадал, а сумма ущерба составляет менее 50 тыс. руб. Европротокол составляется для автомобилей, застрахованных по ОСАГО.
При страховании по КАСКО. Если один из автомобилей застрахован по КАСКО, вызывать инспекторов ГИБДД придется. Для выплаты компенсации по КАСКО страховщик потребует справку из ГИБДД. Сотрудники «Инвест Консалтинг» рекомендуют дополнительно связаться с сотрудниками страховой и уведомить их о происшествии сразу же после аварии.
Если владельца поврежденного автомобиля нет рядом. Оптимальный вариант — вызвать инспекторов ГИБДД. Они оформят происшествие, составят протокол, зафиксируют, что виновник аварии не пытался скрыться.
Оставить визитку и уехать? Если у виновника столкновения нет времени на то, чтобы дожидаться водителя поврежденного автомобиля или сотрудников ГИБДД, он может оставить на лобовом стекле авто визитку и уехать. Многие делают так, рассчитывая, что позже второй водитель свяжется с ними для урегулирования вопроса. На практике часто происходит по-другому. Если у второго водителя оформлено КАСКО, он будет вынужден вызвать ГИБДД, чтобы получить компенсацию. Кроме того, нет никаких гарантий, что второй водитель не решит обратиться в ГИБДД «из принципа». В итоге виновник ДТП лишится прав. Компания «Инвест Консалтинг» окажет юридическую помощь при возникновении проблем.
Компенсация по КАСКО без привлечения ГИБДД. Ряд страховых компаний выплачивает водителям компенсации по КАСКО, даже если документы об аварии не оформлялись в ГИБДД или ОВД. Такие выплаты возможны 1 или 2 раза в год, при определенных повреждениях и на ограниченную сумму. Если страховой полис позволяет обойтись без оформления ДТП, водители могут решить проблему полюбовно. Лучше составить расписку о том, что у участников аварии нет претензий друг к другу.
Не все повреждения автомобиля относятся к мелким ДТП. Вызывать сотрудников ГИБДД следует только при условии, что столкновение произошло во время движения хотя бы одного из автомобилей. Если авто получило повреждения от удара открывающейся дверцей, такое происшествие фиксируется сотрудниками ОВД. Ущерб в этом случае не будет компенсироваться по ОСАГО.
Помощь после ДТП
То, на какую помощь могут рассчитывать участники аварии, зависит от условий договора страхования. Если он предполагает оказание услуг аварийного комиссара, нужно связаться со страховой компанией и вызвать такого специалиста. Вызвать аварийного комиссара можно и в частном порядке, за отдельную плату. Он поможет:
- предварительно определить размер ущерба;
- решить, необходим ли вызов ГИБДД;
- оформить европротокол правильно;
- урегулировать спор между участниками аварии на месте.
Если в отношении размера ущерба или обстоятельств аварии возникают споры, дополнительно вы можете заказать независимую экспертизу. Автоэксперт может выехать на место аварии либо выполнить осмотр и оценку повреждений авто в ДТП позже. В компании «Инвест Консалтинг» для мелких ДТП на такие экспертизы действуют специальные цены.
Что делать при ДТП
! Сделать это нужно так, чтобы при разборе ДТП можно было точно определить, какое положение занимали машины. Сделайте не только фото повреждений, но и общие планы со всех четырех сторон. Постарайтесь пометить в информации к фото точки, откуда сделаны кадры.
!! Помните, что с июля 2015 обязанность водителя освободить проезжую часть попадает под статью 12.27 («Невыполнение обязанностей в связи с ДТП»). Не сделали как положено — штраф за нарушение составляет 1 тыс. руб.
3. Оцениваем, можно ли оформить аварию по европротоколу.
Это возможно, если:
- в аварию попали только два автомобиля
- оба водителя застрахованы по ОСАГО
- в ДТП нет пострадавших
- авария никому не причинила ущерб, кроме двух участников ДТП
- у обоих участников аварий нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и полученных в результате повреждений
- сумма ущерба не превышает 50 тыс.руб. (мелкий ремонт, замена бампера).
Если все так, оформляем документы об аварии для страховых компаний (заполняем извещение о ДТП) и разъезжаемся с миром.
4. Если у водителей есть разногласия по обстоятельствам ДТП, следует записать показания и контакты свидетелей, сообщить в полицию и следовать указаниям полицейских. Вариантов указаний может быть несколько:
а) оформлять европротокол
б) ехать для оформления в ближайший отдел ГИБДД
! В этом случае водители на месте описывают обстоятельства аварии, составляют схему, фиксируют на фото и видео расположение автомобилей, повреждения и следы — и с этими документами незамедлительно отправляются в подразделение ГИБДД
в) дожидаться полиции
Эта схема работает, если в ДТП нет пострадавших. Если они есть, то:
- оказываем первую помощь, вызываем скорую и полицию на место
- в экстренном случае сами доставляем пострадавшего в больницу и затем возвращаемся на место ДТП и ждем полицию
Оставление водителем места ДТП, участником которого он является, наказывается лишением права управления ТС на 1 — 1,5 года или административным арестом до 15 суток.
Многие полагают, что оставление места ДТП автоматически означает признание вины. Именно этим аргументом частенько пользуются мошенники при популярном разводе: «Вы меня поцарапали и уехали». Но на деле все не так. За покидание места происшествия водителя, конечно, накажут, но в обстоятельствах аварии в ГИБДД будут разбираться отдельно.
Стоит помнить, что административная ответственность за оставление места ДТП не наступает, если водитель непосредственно после происшествия отъехал от него на незначительное расстояние, ожидая приезда сотрудников полиции и к моменту их прибытия был на месте ДТП и дал соответствующие объяснения. Также нет ответственности, если водитель уехал с места происшествия:
✔ Которое произошло безо всяких действий с его стороны.
Пример. Вы ехали, другой водитель вас обогнал, его понесло, и он врезался в отбойник или другую машину.
✔ Предвидеть наступление которого или его последствий он не мог.
Пример. Вы совершили обгон по всем правилам, но обгоняемый запаниковал, дернул руль и стукнул другое авто.
Что делать, если второй участник ДТП скрылся с места происшествия
Ни в коем случае не гнаться за нарушителем! Это может быть неэффективно и опасно. Достаточно ограничиться тем, что запомнить как можно больше информации — госномер или хотя бы его фрагмент, модель, цвет машины, приметы водителя. Затем немедленно сообщить в полицию, а дальше действовать, как предписывают Правила дорожного движения и укажут сотрудники ГИБДД.
Когда виновника установят и если у него есть полис ОСАГО, то его привлекут к административной ответственности за оставление места ДТП, а вы сможете обратиться в страховую компанию за страховым возмещением.
Если же ни виновник ДТП, ни владелец автомобиля не будут установлены, а у вас нет полиса КАСКО, то за вред, причиненный жизни или здоровью, можно получить компенсационную выплату. Согласно законодательству ее произведет профессиональное объединение страховщиков. Автомобиль же, увы, придется ремонтировать за свой счет.
Что делать при ДТП. Алгоритм действий
К сожалению, вождение машины — это не только приятные эмоции. Ежегодно на российских дорогах происходит более 150 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Статистика неумолима: если вы активно пользуетесь автомобилем, рано или поздно вы попадёте в аварию. Аккуратность и хорошие водительские навыки, конечно, снижают риск, но не исключают его полностью: как говорится, не ты — так в тебя. И лучше заранее знать, как правильно действовать при ДТП, чтобы избежать ошибок.
Первые действия при ДТП
Как говорил старик Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие». Если вы попали в аварию, не нервничайте и не позволяйте эмоциям брать верх. Нередко из-за стресса водители делают глупости: например, просто уезжают (рефлекторная реакция — бегство от опасности). Ответственность за оставление места ДТП довольно суровая: лишение прав от года до полутора лет или административный арест до пятнадцати суток.
Также законом предусмотрена ответственность за употребление алкоголя после ДТП — такая же, как и за управление машиной в состоянии опьянения. Снимать стресс глотком горячительного, как иногда советуют «доброжелатели», запрещено до окончания всех формальностей, даже если вы не собираетесь садиться за руль после аварии. По тем же причинам воздержитесь и от лекарств, содержащих спирт.
При ДТП Правила дорожного движения предписывают водителю полностью остановить машину и заглушить двигатель, нажать кнопку аварийной сигнализации и выставить знак аварийной остановки. Далее, в зависимости от тяжести аварии, возможны варианты.
Два сценария: мелкое ДТП и серьёзное
Если вы попали в лёгкое «городское» ДТП, выйдите из машины и оглядитесь по сторонам в поисках очевидцев. Другие водители и пешеходы разбегутся по своим делам очень быстро, так что времени мало: попросите у людей, видевших момент аварии, номера телефонов и запишите их имена. В соседних автомобилях могут быть видеорегистраторы, заснявшие ДТП — возьмите контакты у их владельцев. Возможно, всё это не понадобится, но в спорной ситуации сторонние свидетельства очень помогут. А собрать их возможно лишь в первые минуты после аварии.
Если же ДТП серьёзное (сработали подушки безопасности), то очевидцы, вероятно, сами поспешат к вам на помощь. А вы будьте готовы ответить оператору системы «ЭРА-ГЛОНАСС», если она установлена в машине — звонок происходит автоматически при срабатывании подушек. Не отказывайтесь от вызова экстренных служб: в первые секунды вы можете неверно оценить ситуацию, решив, что помощь вам не требуется, о чём пожалеете впоследствии.
Если модуль «ЭРА-ГЛОНАСС» не сработал автоматически, вы можете вызвать помощь вручную с помощью экстренной кнопки SOS.
Убедитесь, что в ДТП нет пострадавших. Автомобиль, каким бы он ни был дорогим и любимым, вторичен по сравнению со здоровьем и жизнями людей. Не нужно начинать разглядывать повреждения железа — вместо этого проверьте, как себя чувствуют люди.
Первая помощь пострадавшим в ДТП
Если в ДТП есть пострадавшие — не медлите, скорее вызывайте медиков. Многие, особенно в стрессовой ситуации, пытаются набирать знакомый с детства номер 03. Запомните: с мобильного телефона скорая помощь в России вызывается по номеру 103 или 112. Если вы не можете позвонить самостоятельно (например, вы тоже пострадали, или телефон разбился при ударе), попросите кого-то из окружающих сделать это.
Как оказать пострадавшим первую доврачебную помощь? Вот мнение Алексея Водовозова, врача-терапевта высшей категории и научного журналиста:
Главный принцип доврачебной помощи: не навреди. Если вы не медик и не знакомы с техникой оказания первой помощи, не пытайтесь активно помогать пострадавшим: велик риск сделать только хуже. Особенно это касается силового вызволения из машины людей с переломами — этим должны заниматься только профессиональные спасатели.
С менее серьёзными травмами, характерными для автомобильных аварий (рассечениями, порезами от стёкол) можно справиться своими силами с помощью штатной автомобильной аптечки.
Как выставить аварийный знак
Очень важно сделать место ДТП заметным для других водителей: массовые аварии, к которым в процессе добавляются всё новые участники — не редкость.
Бортовую аварийную сигнализацию (мигающие «поворотники») мы включили сразу — кстати, убедитесь, что ваш визави тоже сделал это. Теперь нужно выставить на дороге аварийный знак, который обязательно должен быть в каждой машине. В населённом пункте знак нужно установить на расстоянии 15 метров (18–20 шагов) от автомобиля. При ДТП на трассе — 30 метров (37–40 шагов).
Выставляйте знак аварийной остановки в любом случае, даже если кажется, что в этом нет необходимости (например, вы столкнулись на парковке и никому не мешаете). Прибывшие на вызов сотрудники ГИБДД первым делом оштрафуют вас за отсутствие знака, и лишь затем приступят к оформлению ДТП.
Если авария произошла ночью или в тумане — сделайте всё, чтобы стать более заметными. Наденьте светоотражающий жилет, зажгите фальшфейер. И не стойте на дороге: отойдите на безопасное расстояние или оставайтесь в машине, пристегнув ремни.
Оценка ситуации
После того, как выполнены все обязательные процедуры, описанные выше, самое время оценить повреждения машин. Если из них вытекают горючие жидкости — заранее достаньте из багажника огнетушитель и вызывайте пожарных: даже если возгорания нет, огнеборцам предстоит смыть с асфальта горючее топливо и масло. А чтобы точно не пришлось ничего тушить, обесточьте машины, сняв клеммы с аккумуляторов. И, разумеется, не курите вблизи места ДТП.
В процессе оценки потерь поговорите с вашим визави. Не предъявляйте претензий и избегайте конфликтов: в стрессовой ситуации многие люди действуют неадекватно — учитывайте это. Милейший в обычных условиях человек под действием адреналина может вести себя агрессивно и не воспринимать аргументы. Если диалог не складывается, не вступайте в разбирательства — запритесь в своей машине и вызывайте полицию.
Самостоятельное оформление ДТП («европротокол»)
Если столкнулись только две машины, нет пострадавших людей, и вы сошлись в оценке ситуации со вторым водителем (определились, кто из вас виноват) — вы можете оформить так называемый европротокол, не вызывая сотрудников автоинспекции. Но сперва убедитесь, что у обоих участников есть действующие страховые полисы ОСАГО, а автомобилями управляли вписанные в них люди.
На сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) есть несколько сервисов для онлайн-проверки полиса ОСАГО:
- Проверка наличия полиса ОСАГО по госномеру, VIN-номеру или номеру кузова автомобиля. Также по номеру удостоверения здесь можно проверить, вписан ли в полис конкретный водитель.
- Проверка застрахованного автомобиля по номеру полиса ОСАГО. Убедитесь, что вы попали в ДТП именно с этой машиной.
- Проверка срока действия полиса ОСАГО по его номеру.
Лишь удостоверившись, что страховка в порядке, можно приступать к заполнению бумаг.
Учитывайте, что лимит выплат по «европротоколу» при ДТП в 2019 году составляет 100 000 рублей (400 000 рублей в отдельных регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской области). Если вы не можете оценить стоимость ущерба на первый взгляд, или сомневаетесь, что уложитесь в 100 тысяч рублей при ремонте (не забывайте о возможных скрытых повреждениях) — вызывайте для оформления ДТП сотрудников дорожно-патрульной службы по номеру 102 или 112, чтобы рассчитывать на полную страховую выплату.
Существует способ самостоятельного оформления «европротокола» и при разногласиях между водителями. Для этого ДТП нужно зарегистрировать с помощью мобильного приложения от РСА «ДТП Европротокол» (доступно для iOS и Android). Но отзывы автомобилистов о работе приложения пока не очень восторженные, и при разногласиях надёжнее всё-таки вызвать сотрудников ГИБДД.
Заполнение извещения о ДТП
Для оформления «европротокола» оба водителя должны заполнить специальный документ — извещение о ДТП. Обычно его выдают в офисе страховой компании при продаже ОСАГО. Если вы получали полис онлайн, скачайте бланк извещения на сайте РСА. Распечатайте несколько копий с двух сторон и всегда возите с собой в машине.
Внимательно заполните два экземпляра извещения, не оставляя пустых граф. Отсутствие разногласий между водителями должно быть отмечено в соответствующем пункте. Также виновник должен собственноручно написать в примечаниях: «С повреждениями согласен, вину признаю». Без этой фразы в выплате могут отказать.
Если вы сомневаетесь, как правильно заполнить извещение о ДТП (что не редкость в стрессовой ситуации) — вызовите аварийного комиссара. Как правило, выезжают они бесплатно, но помощь в оформлении документов оказывают за деньги.
Нужно ли освобождать проезжую часть
Среди водителей распространено много домыслов, можно (и нужно) ли при ДТП освобождать проезжую часть, убирая машины к обочине. Многие трактуют любое движение транспортных средств как оставление места ДТП, что строго запрещено. Приведём дословно пункт 2.6.1 Правил дорожного движения:
«Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств».
Таким образом, освобождение проезжей части при создании помех движению — не только право, но и обязанность водителей. Но при соблюдении соответствующих условий и процедур: отсутствие пострадавших людей и фиксация положения автомобилей при аварии.
Памятка: порядок действий при ДТП
- Остановить машину, заглушить двигатель.
- Включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки. При необходимости (ночью, в тумане) надеть светоотражающий жилет и зажечь фальшфейер.
- Убедиться, что в ДТП не пострадали люди. При необходимости вызвать экстренные службы.
- Записать имена и телефоны очевидцев аварии.
- Оценить повреждения машин, обсудить ситуацию со вторым водителем.
- При ущербе до 100 000 рублей, отсутствии пострадавших людей и разногласий между водителями заполнить извещение о ДТП в рамках «европротокола» (предварительно проверив документы и полис ОСАГО второго водителя).
- При более крупном ущербе, наличии пострадавших или разногласий вызвать инспекторов ГИБДД.
- Предоставить извещение о ДТП в страховую компанию в течение 5 рабочих дней.
Что делать после ДТП
После оформления ДТП очень важно обратиться в страховую копанию в установленный законом срок — в течение 5 рабочих дней. Причём сделать это должен не только пострадавший водитель, претендующий на страховую выплату, но и виновник ДТП — если не хочет получить регрессный иск от страховщика. Оба водителя должны предоставить свои экземпляры совместно заполненного извещения о ДТП.
Также закон запрещает водителям, оформившим «европротокол», приступать к ремонту машины в течение 15 календарных дней без письменного согласия страховщика. Пострадавший автомобиль будет направлен на экспертизу в любом случае, но при возникновении сомнений страховая компания может осмотреть и автомобиль виновника.
В целом, дорожно-транспортное происшествие не является чем-то из ряда вон выходящим, особенно на российских дорогах. Будьте взаимно вежливыми, внимательно проверяйте и заполняйте документы, и самостоятельное оформление ДТП не составит проблемы.
Источники:
http://avtopravozashita.ru/dtp/chto-delat-pri-melkom-dtp.html
http://insur-portal.ru/dtp/deystviya-pri-melkom-dtp
http://avtopravil.net/chto-delat-pri-melkom-dtp.html
http://www.inconsalt.ru/poleznaya_inforamciya/stati/zacepil_avto_soseda/
http://www.kp.ru/putevoditel/avto-i-moto/chto-delat-pri-dtp/
http://hyperauto.ru/articles/poleznaya-informaciya/chto-delat-pri-dtp-algoritm-deystviy/