2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какими признаками характеризуется авария

Понятие общей аварии и ее признаки;

Общая авария (generalaverage) – это юридический факт, выражающийся в убытках, понесенных вследствие произведенных намерено и разумно чрезвычайных расходах или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности.

Сущность общей аварии заключается в том, что для сохранения целого (судна, груза, фрахта) приносится в жертву часть этого целого или производятся расходы, цель которых – спасти имущество от угрожающей ему опасности, т.е. осуществляются действия, устраняющие опасность в обоюдных интересах судна, груза и фрахта.

Общая авария — частичный ущерб, который наступает в результате действий, предпринятых для сохранения всего морского предприятия от гибели. Таким образом – это ущерб, наступающий в результате добровольного отказа от частей корпуса судна или части груза, предпринятого с целью спасания судна, а также из-за расходов, связанных с обеспечением защиты судна и оставшейся части груза от воздействия общей для них опасности.

В том случае, если предпринятые меры были успешными, все понесенные при этом убытки подлежат возмещению на пропорциональной основе между всеми сторонами предприятия, включая стороны, чьи интересы были затронуты наступлением убытка в первую очередь. Общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом пропорционально их стоимости.

Общая авария может иметь место только при совокупности следующих признаков:

наличие общей опасности для судна груза и фрахта

обуславливается реальностью и серьезностью;

намеренный характер расходов и пожертвований

убыток должен быть понесен намерено, а не явившись следствием случайных причин;

разумный характер расходов или пожертвований; причиненные убытки или понесенные расходы должны оправдываться сложившийся ситуацией. Причинение меньших убытков или расходов призвано предотвратить возникновение их в больших размерах;

чрезвычайный характер расходов или пожертвований

расходы и пожертвования должны быть чрезвычайными, т.е. такими, которые обычно не возникают в обстановке нормального судоходства при нормальных условиях, они должны носить необычный, экстраординарный характер.

К типичным случаям общей аварии можно отнести:

выбрасывание в море груза или принадлежностей судна;

тушение пожара на борту судна;

преднамеренная посадка судна на мель;

расходы, произведенные в целях получения помощи;

заход в порт-убежище; повреждение машин и котлов.

Понятия чрезвычайной ситуации, катастрофы и аварии

Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития, свои возможности воздействия на человека и среду его обитания.

Знание причины возникновения ЧС, позволяет принять соответствующие меры за­щиты и предотвратить или хотя бы ослабить силу их разрушительного воздействия, более конкретно и действительно осуществить меры по ликвидации последствий, определить правильное поведение населения в конкретной обстановке.

Что же представляет собой ЧС? В словаре русского языка С.Н. Ожегова слово «чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой превосходящий все», такие ситуации действительно часто встречаются в жизни человека. Но события, которые воспринимаются как чрезвычайные отдельным человеком или группой людей, не всегда являются таковыми для всего общества или государства. Поэтому необходимо уточнить само понятие ЧС.

В теории БЖД ЧС – совокупность событий, результат которых характеризуются одним или несколькими из следующих признаков:

а) опасность для жизни и здоровья значительного числа людей,

б) существенное нарушение экологического равновесия в районе ЧС,

в) выход из строя систем жизнеобеспечения и управления, полное или частичное прекращение хозяйственной деятельности,

г) значительный материальный и экономический ущерб,

д) необходимость привлечение больших, как правило, внешних по отношению к району ЧС, сил и средств для спасения людей и ликвидации последствий,

е) психологический дискомфорт для больших групп людей.

Таким образом, ЧС можно определить как:

«ЧС – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате последствий опасного природного, техногенного, военного происшествия или социального бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Исходя из определения, ЧС представляет совокупность событий, характеризуемых одним или несколькими из следующих признаков (ГОСТ Р 22.0.02-94):

— наличие источника ЧС;

— угроза здоровью и жизни людей;

— нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей;

— нанесение ущерба (имуществу людей, объектам экономики и окружающей природной среде);

— масштабы последствий (объект, территория, акватория).

Примерами значительных ЧС являются: аварии на ЧАЭС (1986г.), заводе «Азот» г. Ионава (Литва) в 1988г., людские потери и материальный ущерб в ходе войны в Ираке. В случае диверсии на Назранской ГЭС в Таджикистане (подрыв плотины) это может привести к затоплению 13 страны.

В развитии ЧС необходимо выделить четыре стадии:

I стадия – формирование условий, накопление дефектов, появление негативных процессов в коллективах, ослабление безопасных связей в системе «человек-среда», т. е. стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, а иногда годы и десятилетия.

II стадия – инициирование ЧС.

III стадия – осуществление ЧС(развитие ее в пространстве и во времени).

IV стадия – затухание ЧС(период от локализации ЧС до ликвидации ее прямых или косвенных последствий). Продолжительность годы, а то и десятилетия. Например, авария на ЧАЭС.

Источником ЧС является опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти чрезвычайная ситуация.

К опасным техногенным происшествиям следует отнести аварии, катастрофы.

Авария – это происшествие, происходящее по техногенным причинам, а также из-за случайных внешних воздействий и приводящих к разрушению технических устройств и сооружений.

Катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы или ущерб здоровью людей, или уничтожение материальных ценностей в значительных размерах.

Опасное природное явление – стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

К опасным природным происшествиям следует отнести стихийные бедствия или бедствия природно-антропогенного характера, проявляемые в различных сферах (литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере).

Стихийное бедствие – это разрушительное природное или антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей среды.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) – чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания экономику или генофонд.

К опасным военным происшествиям относятся террористические диверсии, взрывы и пожары на военных складах оружия и боеприпасов, аварии на военных объектах с выбросом радиоактивных веществ, АХОВ и других токсических веществ в окружающую природную среду, борьба с вооруженными бандформированиями в мирное время. В военное время – последствия применения в ходе боевых действий ОМП или обычных средств по населенным пунктам, жизненно важным объектам экономики, воздействия на окружающую природную среду.

К социальным бедствиям относятся: снижение жизненного уровня у значительного числа населения страны, ухудшение криминальной обстановки, превышение смертности над рождаемостью, рост безработицы с одновременным сокращением производства в отдельных регионах, террористические акты на почве межнациональных и религиозных конфликтов.

3.2 Классификация чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

В разных источниках приводится различная классификация ЧС. Наиболее объемлющей и поэтому приемлемой является классификация ЧС по следующим признакам (параметрам):

— по социальному характеру;

— по сфере возникновения;

— по ведомственной принадлежности;

— по основным причинам возникновения;

— по интенсивности протекания;

— по характеру поражающих факторов;

— по характеру воздействия;

— по характеру последствий.

Если брать всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций, то их целесообразно первоначально разделить по социальному характеру на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным ЧС, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др.

Бесконфликтные ЧС могут быть классифицированы по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств. В частности, существуют классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС (природного, техногенного и экологического характера, по масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровню привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.

В соответствии с ГОСТ Р. 22. 02.-94 в первую очередь различают ЧС по характеру источника и по масштабам.

По характеру источника выделяют следующие ЧС: природные, техногенные, биолого-социальные и военные.

Учитывая, что большинство из первых трех групп ЧС по своим последствиям оказывают непосредственное влияние на окружающую природную среду (ОПС), то по воздействию их на ОПС рассматривают экологические ЧС, которые в свою очередь подразделяются по сфере их проявления в литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере.

Читать еще:  Можно ли ездить без ОСАГО 10 дней?

По масштабам определяют следующие ЧС: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные (национальные), глобальные.

В соответствии с Постановлением Правительства от 13. 09. 1996г. №1094 «О классификации ЧС природного и техногенного характера» по масштабам последствий все ЧС классифицируют следующим образом.

К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы территории объекта;

К местной относится ЧС, в результате которой пострадало до 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100 до 300 человек, либо материальный ущерб свыше 1 тыс. до 5 тыс. МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, района;

К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности до 500 человек, материальный ущерб составляет 5 тыс., но не более 0,5 млн. МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ;

К региональнойотносится ЧС, в результате которой пострадало до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет 0,5 тыс., но не более 5 млн. МРОТ, зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ;

К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ, зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ;

К глобальной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

К ЧС социального характера относятся:

межнациональные и религиозные конфликты;

превышение смертности над рождаемостью в стране;

сравнительно высокий уровень безработицы в отдельных регионах;

снижение жизненного уровня меньше прожиточного у более 30% населения страны.

ЧС военного характера в первую очередь подразделяют по временным периодам их осуществления на мирного и военного времени.

К ЧС военного времени относятся применение различных средств нападения и последствия, вызываемые ими на окружающую природную среду и системы жизнеобеспечения.

Они могут классифицироваться как:

1. По средствам применения: оружие массового поражения(ОМП), обычные средства поражения, высокоточное оружие (ВТО), оружие базирующееся на новых физических принципах.

2. По масштабам распространения: локальные, региональные, континентальные, мировые.

3. По последствиям инициирования: техногенные, природные, экологические и социальные.

Военные ЧС мирного времени, как правило, рассматривают как ЧС военно-политического характера, к которым относят:

— несанкционированный ядерный удар из нейтральных вод судами не установленной принадлежности;

— аварийный сброс (потеря) ядерного боеприпаса с разрушением боевой части;

— вооруженное нападение на штабы, командные пункты, склады, воинские гарнизоны, диверсии, в том числе ядерный терроризм;

— волнения, выступления националистических групп, погромы, попытка захвата государственных и общественных учреждений.

ЧС мирного времени в общем случае могут классифицироваться:

1. По природе возникновения:

— конфликтные (экономические кризисы, национальные и религиозные конфликты, терроризм);

— бесконфликтные (техногенные, экологические и природного характера).

2. По причине возникновения:

— преднамеренные (социально-политические конфликты, диверсии);

— непреднамеренные (промышленные, транспортные, технологические ЧС);

— неизбежные (стихийные бедствия).

3. По объекту возникновения: техногенные, природные, антропогенные, социальные.

4. По масштабу распространения с учетом тяжести последствий: локальные, объектовые, местные, региональные и глобальные.

5. По скорости распространения опасности (степени внезапности):

— внезапные (взрывы, землетрясения, транспортные аварии и т.д.);

— быстро распространяющиеся (пожары, аварии на ХОО, плотинах);

— умеренные (выброс РВ, извержения вулканов, паводки, наводнения);

— плавные (аварии на промышленных очистных сооружениях, засуха, эпидемии, экологические ЧС).

ЧС экологического характера делятся по сфере возникновения на:

— ЧС, связанные с изменениями состояния суши (почва, недра, ландшафт);

— ЧС, связанные с изменением состава и свойства атмосферы (резкое изменение погоды или климата, кислотные осадки и т. д.);

— ЧС, связанные с изменением гидросферы (нехватка питьевой воды, истощение водных ресурсов и т. д.;

— ЧС, связанные с изменением состояния биосферы (исчезновение видов животного и растительного мира, массовая гибель животных и т.д.).

Отдельно следует рассматривать ЧС военно-политического характера в мирное время:

— несанкционированный ядерный удар из нейтральных вод судами не установленной принадлежности;

— аварийный сброс (потеря) ядерного боеприпаса с разрушением боевой части;

— вооруженное нападение на штабы, командные пункты, склады, воинские гарнизоны, диверсии, в том числе ядерный терроризм;

— волнения, выступления националистических групп, погромы, попытка захвата государственных и общественных учреждений.

В целом по опасности возникновения и масштабам последствий ЧС можно рассматривать в такой последовательности:

1. — аварии на АЭС и других радиационно-опасных объектах (РОО);

2. — аварии на химически опасных объектах (ХОО);

3. — аварии на биологически опасных объектах;

4. — пожары, взрывы на объектах и транспортных коммуникациях;

Характеристика понятий «авария», «катастрофа», «чрезвычайная ситуация», причины их возникновения и развития.

Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Условия возникновения и последствия аварий

Дорожно-транспортное происшествие, Донецк, Украина

Авария часто наносит большой ущерб окружающей среде. Так, аварийное загрязнение водных объектов — загрязнение, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.

Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определённую норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт.

Если авария произошла, состояние объекта называется аварийным состоянием. Ремонт объекта с целью выведения его из аварийного состояния называется аварийным ремонтом. Например, аварийный ремонт судна — ремонт судна, проводимый для устранения причин и последствий повреждений судна, вызванных аварийным случаем, и включающий в себя работы, проведение которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места его проведения порт. Аварийный ремонт возможен далеко не при всех авариях.

Для смягчения или ликвидации последствия аварии на объектах предусматривается аварийная защита. Она включает в себя комплекс средств и методов, благодаря которым объект либо быстро выводится из аварийного состояния, либо по крайней мере изолируется с целью недопущения нанесения ущерба людям или окружающей среде. Так, в ядерных реакторах предусмотрена аварийная защита ядерного реактора.

В отличие от аварийной защиты, задачей систем антиаварийной безопасности ставится недопущение аварии вообще.

Проектной аварией называется прогноз аварийного состояния, осуществлённый на стадии проектировки объекта, с подробным рассмотрением возможных последствий и заложением в конструкцию объекта соответствующих средств аварийной защиты и систем безопасности.

В современном производстве с повышенными параметрами технологического процесса периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями.

Катастрофа — если авария создает угрозу жизни или здоровья людей или вызывает человеческие жертвы.[источник не указан 391 день]

Не всякая авария приводит к катастрофе, но причиной практически всех катастроф являются аварии.

Наиболее опасные последствия аварий — пожары, взрывы, обрушения и аварии на энергоносителях — энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.

На предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности аварии вызывают загазованность, разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ. Количество аварий на этих предприятиях ежегодно растет. За последние 30 лет количество аварий увеличилось в 2,5 раза. При этом, количество жертв увеличилось в 6 раз, а экономический ущерб в 11 раз. Такие предприятия наносят колоссальный ущерб окружающей среде. Причиной техногенных аварий могут стать стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании, нарушение технического процесса.

Основными причинами всех техногенных катастроф являются:

Отношение человека к работе.

Любая авария или катастрофа не может произойти по какой-то одной причине. Все аварии — это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый частый вариант, это когда ошибки, допущенные при проектировании, взаимодействуют с ошибками, допущенными при монтаже и усугубляются неправильной эксплуатацией.

Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таких мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.

Основные меры обеспечения надежности функционирования объекта:

Выполнение требований государственных стандартов и строительных норм и правил, которые направлены на то, чтобы максимально исключить возможность аварии.

Читать еще:  Как открыть службу аварийных комиссаров

Жесткая производственная дисциплина. Точное выполнение технологических процессов. Использование оборудования в строгом соответствии с его техническим назначением.

Дублирование и увеличение запасов прочности важнейших элементов производства.

Чёткая организация службы инспекции контроля и безопасности.

Тщательный подбор кадров, повышение практических знаний в объёме выполняемой работы.

Оценка условий производства с точки зрения возможности возникновения аварии.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.

К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся:

· локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)

· массовые беспорядки, погромы, поджоги и др.

Стадии развития чрезвычайной ситуации

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия.

Вторая – инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.

Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.

Четвертая – стадия затухания (действием остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Причины возникновения ЧС и сопутствующие им условия подразделяют на внутренние и внешние.

· недостаточная квалификация и некомпетентность обслуживающего персонала;

· проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;

· физический и моральный износ оборудования и механизмов;

· низкая трудовая и технологическая дисциплины и др.

· неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов;

· Включить телевизор или радио – выяснить тип чрезвычайной ситуации.

· Собрать запас простейших медикаментов.

· Собрать запас продуктов и воды на 3 дня, закрыть продукты герметически.

Колонна – 20-30 человек, в которой назначается старший.

Состав колонны также делится на группы по 5 человек, в каждой из которых назначается старший.

Средняя скорость колонны 4 км/час при передвижении по местности.

Через каждые час-полтора привал на 10-15 минут.

После того, как пройдена половина намеченного пути, устраивается привал на 1-2 часа.

При перевозке людей автотранспортом используются автобусы, грузовики, личный автотранспорт. Выезд колонной, в каждом автобусе, машине и другом транспортном средстве назначается старший. Он отвечает за то, чтобы в вверенном ему транспорте соблюдался порядок, дисциплина и организованность движения. Контролирует перемещения людей в вверенном транспортном средстве

В эвакуацию берутся личные документы:

Военный билет (или справка о состоянии «годен/негоден»).

Свидетельство о браке.

Пенсионное удостоверение или иные документы.

Житель г.Мариуполя (население) получил дозу облучения ионизирующими излучениями 80,0 мбэр ( ) за 1022 часа ( ); врач-рентгенолог (персонал) – 28 мбэр ( ) за 11,0 часов ( ). Определите, превышает ли фактический уровень облучения приведенных лиц установленные Законом Украины основные дозовые пределы облучения для населения – 1 милизиверт в год ( ), для персонала – 20 милизивертов в год ( ). Стандартное время облучения для населения ( ) – 8760 часов в год; для персонала ( ) – 1700 часов в год.

1 Зиверт (Зв) равен 100 бэр.

1. Определяем допустимую мощность дозы облучения за 1 час:

для жителя г. Мариуполя ( ):

1 милизиверт в год/ 8760 часов в год =1,14 мЗв/час

для персонала ( )

20 милизивертов в год /мЗв/час или бэр/час

2. Определяем фактическую дозу облучения за 1 час:

для жителя г. Мариуполя ( ):

Бэр/час

для персонала ( )

. . . бэр/час

3. На основании выполненных расчетов сделайте заключение о соответствии (или несоответствии) облучения требованиям Закона.

Общая авария

Общая авария (англ. general average ) — в морском праве ситуация, потребовавшая пожертвования частью груза или оборудования в целях спасания судна, груза и фрахта; также понесённый от этой ситуации ущерб.

Убытки от общей аварии распределяются между судовладельцем, всеми грузовладельцами, независимо от того, чей именно груз был пожертвован.

Убытки, расходы и взносы от общей аварии страхуются в соответствии с международными правилами страхования грузов.

Содержание

Признаки общей аварии

Для отнесения убытков к общей аварии необходимо, чтобы расходы и убытки были:

  • намеренными;
  • разумными;
  • чрезвычайными;
  • понесёнными в целях спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности. [1]

Виды общей аварии

Различают следующие виды общей аварии:

  • Выбрасывание груза за борт
  • Тушение пожара
  • Намеренная посадка судна на мель
  • Снятие судна с мели
  • Заход судна в место убежища
  • Перемещение на борту судна, выгрузка либо обратная погрузка груза, топлива или предметов снабжения
  • Временный ремонт судна
  • Постоянный ремонт судна
  • Задержка судна ради общей безопасности
  • Признание судна непригодным к плаванию
  • Спасание судна с грузом
  • Меры по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде
  • Повреждение или гибель груза, топлива либо предметов снабжения
  • Потеря фрахта
  • Заменяющие расходы
  • Гибель судна

В современных условиях судоходства считавшиеся когда-то классическими примерами общей аварии случаи пожертвования частью судового имущества или груза (выбрасывание груза за борт, сжигание судового оборудования вместо топлива, затопление горящего судна и т. п.) встречаются сравнительно редко. Вследствие увеличения размеров судов, расширения сети портов, создания во многих странах специализированных спасательных служб и организаций, улучшения средств связи судовладельцы гораздо чаще прибегают к другим способам спасения судна и груза от общей опасности — к использованию услуг спасателей, заход в порт-убежище, и др.

Йорк-Антверпенские правила

Главным международным правовым актом, регламентирующим отношения по общей аварии являются Йорк-Антверпенские правила.

Первая попытка международной унификации правил об общей аварии была предпринята в XIX веке, когда в Гааге в 1860 году состоялась соответствующая конференция, а в 1864 году в Йорке были приняты Йоркские правила общей аварии. В 1877 году они были пересмотрены в Антверпене, уточнены в Йорке в 1890 г. и с тех пор носят название Йорк-Антверпенских правил. В XX веке Йорк-Антверпенские правила пересматривались неоднократно — в 1924, 1950, 1974 и 1994 гг.

Общая и частная аварии

Убытки, происходящие по тем или иным причинам во время морской перевозки, морское право подразделяет на два вида: общую аварию и частную аварию. Под частной аварией понимают ненамеренный ущерб, причинённый судну или грузу. Практическое значение подразделения аварии на общую и частную заключается в том, что общая авария подлежит распределению между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости в месте окончания общего морского предприятия. Частная авария не подлежит такому распределению, её несёт тот, кто её потерпел, или тот, на кого возлагается ответственность за её причинение.

Основные типы аварий по объективному признаку и в зависимости от природы

По объектовому признаку и в зависимости от природы происхождения аварии и катастрофы подразделяются на 10 типов:

  • — транспортные аварии и катастрофы;
  • — пожары, взрывы, угрозы взрывов;
  • — аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ;
  • — аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;
  • — аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;
  • — внезапное обрушение зданий, сооружений;
  • — аварии в электроэнергетических системах;
  • — аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;
  • — аварии на очистных сооружениях;
  • — гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).

Транспортные аварии и катастрофы. В современном производстве с повышенными параметрами технологического процесса периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями. Катастрофа — если авария создает угрозу жизни или здоровья людей или вызывает человеческие жертвы она носит название — катастрофа. Не всякая авария приводит к катастрофе, но причиной практически всех катастроф являются аварии.

Наиболее опасные последствия аварий — пожары, взрывы, обрушения и аварии на энергоносителях — энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.

Пожары, взрывы, угрозы взрывов. Наиболее распространенными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят:

  • — на промышленных объектах;
  • — на объектах добычи, хранения и переработки легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;
  • — на транспорте;
  • — в шахтах, горных выработках, метрополитенах;
  • — в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.

ПОЖАР — это вышедший из-под контроля процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью людей. В России каждые 4-5 минут вспыхивает пожар и ежегодно погибает от пожаров около 12 тысяч человек.

Читать еще:  Наказание за создание аварийной ситуации на дороге

Основными причинами пожара являются: неисправности в электрических сетях, нарушение технологического режима и мер пожарной безопасности (курение, разведение открытого огня, применение неисправного оборудования и т.п.).

Взрыв — это горение, сопровождающееся освобождением большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Взрыв приводит к образованию и распространению со сверхзвуковой скоростью взрывной ударной волны (с избыточным давлением более 5 кПа), оказывающей ударное механическое воздействие на окружающие предметы. Основными поражающими факторами взрыва являются воздушная ударная волна и осколочные поля, образуемые летящими обломками различного рода объектов, технологического оборудования, взрывных устройств.

При угрозе взрыва прежде всего следует покинуть опасное место, предупредив об опасности окружающих. Сообщить о возможности взрыва в милицию. Если взрыв неизбежен, а убежать невозможно, необходимо лечь и прикрыть голову руками.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ. Аварийные ситуации с выбросом (угрозой выброса) опасных химических веществ возможны в процессе производства, транспортировки, хранения, переработки, а также при преднамеренном разрушении (повреждении) объектов с химической технологией, складов, мощных холодильников и водоочистных сооружений, газопроводов (продуктопроводов) и транспортных средств, обслуживающих эти объекты и отрасли промышленности.

Степень химической опасности объекта устанавливается исходя из доли населения, попадающего в зону возможного химического заражения при аварии на химически опасном объекте, от общей численности населения. Для объектов экономики установлены 4 степени химической опасности:

  • 1-я степень — в зону возможного химического заражения попадает свыше 75 тысяч человек;
  • 2-я степень — в зону возможного химического заражения попадает 40-75 тысяч человек;
  • 3-я степень — в зону возможного химического заражения попадает менее 40 тысяч человек;
  • 4-я степень — зону возможного химического заражения сильно действующие ядовитые вещества находится в пределах санитарно-защитной зоны объекта.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Воздействие радиации приводит к гибели живых организмов. В результате радиационного заражения развивается лучевая болезнь, нарушающая генетику организма. Появление излучения связано с функционированием предприятий, и использующих радиоактивные материалы, авариями на ядерных установках и деятельностью организаций по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ. Биологически опасные вещества БОВ — называют вещества, способные вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные микробы и бактерии возбудители различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, холеры, натуральной оспы, сибирской язвы и т.д.

Внезапное обрушение зданий, сооружений. Обрушение (разрушение) зданий, сооружений и инженерных сетей в мирное время обуславливается следующими причинами:

  • — воздействием природных факторов, приводящих к старению и коррозии материалов конструкций и снижению их физико-механических характеристик: воздушной среды, атмосферной влаги, грунтовых вод, засоленных и просадочных грунтов, отрицательной температуры воздуха, блуждающих токов в грунте, биологических факторов, вызывающих гниение древесины, и др.;
  • — стихийными бедствиями, вызывающим разрушение: ураганами, бурями, смерчами, цунами, ливнями, наводнениями, затоплениями, землетрясениями, оползнями, селевыми потоками, снежными обвалами и др.;
  • — проектно-производственными дефектами сооружений и технических систем: ошибками при изысканиях и проектировании, низким качеством выполнения строительных работ или строительных материалов и конструкций;
  • — воздействием технологических процессов на материалы и конструкции: дополнительных нагрузок, высоких температур, вибрации, окислителей, парогазовых и жидких агрессивных сред, минеральных масел и эмульсий;
  • — нарушением правил эксплуатации сооружений, технических систем и возникающими в результате этого пожарами, взрывами паров бензина, химических веществ, газа, самовозгораниями муки на мельничных комбинатах, пыли на зерновых элеваторах и др.

Аварии в электроэнергетических системах. Электротравма возникает при непосредственном или косвенном контакте человека с источником электроэнергии. Под влиянием тепла (джоулево тепло), образующегося при прохождении электрического тока по тканям тела, возникают ожоги. Электрический ток обычно вызывает глубокие ожоги. Все патологические нарушения, вызванные электротравмой, можно объяснить непосредственным воздействием электрического тока при прохождении его через ткани организма; побочными явлениями, вызываемыми при прохождении тока в окружающей среде вне организма. В результате непосредственного воздействия тока на организм возникают общие явления (расстройство деятельности центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и др.).

При оказании первой помощи пораженным необходимо быстро освободить пораженного от действия электрического тока, используя подручные средства (сухую палку, веревку, доску и др. или умело перерубив (перерезав) подходящий к нему провод лопатой или топором, отключив сеть и др. Оказывающий помощь в целях самозащиты должен обмотать руки прорезиненной материей, сухой тканью, надеть резиновые перчатки, встать на сухую доску, деревянный щит и т.п. Пораженного следует брать за те части одежды, которые не прилегают непосредственно к телу (подол платья, полы пиджака, плаща, пальто). Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения населения — электроэнергетических, канализационных системах, водопроводных и тепловых сетях редко сопровождаются гибелью людей, однако они создают существенные трудности жизнедеятельности, особенно в холодное время года.

Аварии на электроэнергетических системах могут привести к долговременным перерывам электроснабжения потребителей, обширных территорий, нарушению графиков движения общественного электротранспорта, поражению людей электрическим током. Аварии на канализационных системах способствуют массовому выбросу загрязняющих веществ и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки. Аварии в системах водоснабжения нарушают обеспечение населения водой или делают воду непригодной для питья. Аварии на тепловых сетях в зимнее время года приводят к невозможности проживания населения в не отапливаемых помещениях и его вынужденной эвакуации.

Аварии на очистных сооружениях. Две группы аварий

  • — На очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с выбросом более 10 тонн.
  • — На очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ

Опасность в залповых выбросах отравляющих или токсичных веществ в окружающую среду естественно отрицательным воздействием на персонал.

Гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек). Гидродинамическая авария — это чрезвычайное событие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части, и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий. К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся плотины, водозаборные и водосборные сооружения (шлюзы). Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин) или воздействия человека (нанесения ударов ядерным или обычным оружием по гидротехническим сооружениям, крупным естественным плотинам диверсионных актов), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.

Понятие и виды общей аварии.

Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, — судна, фрахта и перевозимого судном груза.

Основные виды общей аварии:

1) выбрасывание груза за борт. Такие убытки возмещаются в порядке общей аварии лишь в том случае, когда груз перевозится в соответствии с признанными торговыми обычаями;

2) убытки, причиненные судну или грузу преднамеренной посадкой судна на мель. Убытки от случайной посадки на мель, независимо от того, были ли они причинены в результате ошибки капитана или действия непреодолимой силы, всегда признаются частной аварией. Не относятся к общей аварии и убытки, причиненные судну и грузу хотя и преднамеренной посадкой судна на мель, но произведенной при таких обстоятельствах, когда судно все равно село бы на мель;

3) убытки, причиненные тушением пожара на судне. На общую аварию относятся не все убытки от пожара, а только причиненные намеренными и разумными действиями, связанными с тушением пожара или ликвидацией его последствий. К таким действиям, в частности, относятся, тушение огня, разрушение части груза или судна для уничтожения огня, повреждение пожарных средств, затопление горящих трюмов. В то же время убытки. Причиненные непосредственно огнем, копотью или дымом, всегда относятся к частной аварии;

4) убытки, причиненные судну или грузу при снятии судна с мели. Все убытки, причиненные судну или грузу при снятии судна с мели, независимо от того, село судно на мель намеренно или случайно, распределяются в порядке общей аварии. Не имеет значения также и то, какими средствами было снято судно с мели – собственными или с помощью других судов;

5) расходы, связанные с заходом судна в порт-убежище. Расходы, понесенные судном в связи с вынужденным его заходом в порт-убежище, если это необходимо ради общей безопасности судна, груза и фрахта всегда возмещаются по общей аварии;

6) заменяющие расходы. Так называют расходы, которые сами по себе не обладают признаками общей аварии, но понесены взамен общеаварийных расходов. В частности, к заменяющим относятся расходы по буксировке судна с грузом из порта-убежища в другой порт с целью экономии средств на длительный и дорогостоящий ремонт. Заменяющие расходы могут быть отнесены к общей аварии только в пределах суммы общеаварийных расходов, которых удалось избежать.

Источники:

http://studopedia.su/17_89366_ponyatie-obshchey-avarii-i-ee-priznaki.html
http://infopedia.su/16×6914.html
http://lektsii.org/9-66518.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1070873
http://vuzlit.ru/95666/osnovnye_tipy_avariy_obektivnomu_priznaku_zavisimosti_prirody
http://helpiks.org/9-47883.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector